Особенности физического состояния учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, расположенных на территориях радиоактивного заражения, страница 2

Физическое состояние организма определялось в условиях физиологического покоя по разработанной нами методике [15, 16]. Применительно к функциональному состоянию исследовалось два показателя − частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД), измерение которых доступно каждому человеку и предоставляет возможность рассчитать ряд жизненно важных функциональных показателей. Для оценки физического развитияизучалось пять параметров, и они служили основой для расчета семи показателей, характеризующие гармоничное развития организма. В сочетании с ЧСС и АД выявлялись три показателя, характеризующих уровень здоровья.

− Частота сердечных сокращений (ЧСС), отражающая сердечный ритм в условиях относительного покоя;

− Систолическое (СД) и диастолическое давление (ДД) регистрировались как фактические значения и сравнивались с расчетными (должными) величинами для  лиц различных возрастно-половых групп [17].

В сочетании этих двух показателей выявлялись:

− Среднее артериальное давление (АД ср.) – служит основанием для характеристики кровообращения на ранних стадиях нарушения [12];

− Пульсовое давление (ПД), которое приблизительно соответствует систолическому объему крови, выбрасываемому сердцем за одну систолу [18];

− Минутный объем крови (МОК) – количество крови, проходящее по сосудистому руслу в течение одной минуты [19];

− Ударный объем крови (УО) – количество крови, выбрасываемое систолой за одно сокращение [18];

− Индекс минутного объема сердца (ИМО) – представляет собой отношение произведений пульса и пульсового давления в покое и во время нагрузки [18];

− Периферическое сопротивление сосудов (ПС) – определяет сумму всех препятствий на пути прохождения крови через сосудистое русло [12];

− ЧСС и ПД позволяет вычислить коэффициент выносливости (КВ), который отражает сократительную способность миокарда, является объективным индикатором психо-физиологического состояния организма (по Кваасу) [20];

− Выявив возраст, длину и массу тела в сочетании с ЧСС и АДср вычисляется уровень функционального состояния (УФС) – состояние здоровья и является объективным показателем общей физической работоспособности [21];

− Эти же пять показателей лежат в основе адаптационного потенциала системы кровообращения (АПСК) – позволяет дать предварительную количественную оценку уровню здоровья обследуемых лиц, выявить наиболее ослабленных и направить их на дополнительное обследование, избежав риска ухудшить их состояние неадекватной нагрузкой. [22, 23];

− Сочетание показателей жизненной емкости легких (ЖЕЛ), задержка дыхания (ЗД) и ЧСС позволяют выявить показатель легочно-сердечной деятельности (ПЛСД) – определяет функцию взаимосвязи системы дыхания, сердечно-сосудистой и нервной систем [24].

Показатели физического развития нами понимаются как составная часть гармоничного развития личности. Среди огромного количества индексов и показателей мы выбрали те, которые можно изменить воздействием физических упражнений определенной педагогической направленности. К ним относятся:

− ЖЕЛ − жизненная емкость легких – позволяет выявить соответствие конкретных числовых значений должным величинам с учетом роста и массы тела [17];

− ПРГК – пропорциональность развития грудной клетки (индекс Эрисмана);

− КрТелосл. – показатель крепости телосложения (индекс Пинье);

− ЗД – показатели задержки дыхания на вдохе и выдохе (Штанге, Генчи);

− ОД кистевая – силовой показатель определялся как процентное отношение мышечной силы к массе тела [19, 24, 25].

− ИМР – индекс мышечного развития [19].

Измерения производились при соблюдении общепринятых правил антропометрических исследований.