Методы оценки показателей эксплуатационных свойств тракторов. Структура и методы экспериментальных исследований, страница 2

Программа экспериментальных исследований включает подготовку серийных и опытных модификаций тракторов, и тракторных агрегатов к испытаниям на каждом из указанных этапов. Для реализации системы экспериментальных исследований используются лабораторно-стендовые, лабораторно-полевые и эксплуатационно-технологические испытания тракторов по ГОСТ 7057-81 [21] (рис. 10.2).

Рисунок 10.2 – Методы экспериментальных исследований

10.2. Объекты и технические средства экспериментальных исследований

Экспериментальные исследования проводят на базе серийных и опытных модификаций тракторов нового поколения при выполнении основных видов механизированных работ.

На первом этапе исследований используют серийные тракторы, оборудованные измерительными устройствами для оценки тягово-сцепных свойств.

Лабораторно-стендовые испытания на втором этапе исследований проводят на тракторах и агрегатах их МТУ.

Лабораторно-полевые и технологические сравнительные испытания тракторов с серийными и адаптированными массоэнергетическими параметрами предусматривают выполнение основных технологических операций.

Подготовка тракторов к испытаниям на каждом этапе включает:

а) проверку и оценку технического состояния объектов исследований;

б) заправку соответствующими рабочими жидкостями;

в) регулирование механизмов и систем на соответствие параметров техническим требованиям и нормам;

г) оснащение агрегатов контрольно-измерительными средствами силовых, топливных, скоростных и температурных параметров и режимов работы;

д) тарировку измерительных средств, определение параметров и характеристик регистрирующей аппаратуры.

Все тракторы, на которых проводят испытания, предварительно обкатывают до наработки не менее 165 ч. Проверку технического состояния объектов испытаний осуществляют при проведении операций второго или сезонного технических обслуживаний. Проверяют комплектность их составных частей, состояние наружных креплений агрегатов, отсутствие утечек моторного и трансмиссионных масел, топлива и охлаждающей жидкости. Обнаруженные при осмотре неисправности устраняют.

Состояние и регулировки агрегатов тракторов оценивают по показаниям контрольных приборов, цвету отработавших газов, прослушиванию двигателей.

Подготовку топливных насосов высокого давления с серийной и опытной регулировками для получения установленных и оптимальных параметров тракторных дизелей проводят по специальной методике.

Для оценки энергетических и топливных показателей тракторы оснащают техническими средствами измерения силовых, скоростных и температурных параметров и режимов работы. Измерение давления в смазочных, гидравлических и пневматических системах проводят электрическими датчиками типа ММ и ТДДМ. Для записи крутящих моментов на валах трансмиссии тракторов используют проволочные тензодатчики, включенные по полумостовой схеме с влаго-термозащитой. Коммутация датчиков и усилителя осуществляют ртутными токосъемниками (рис. 10.3).

Рисунок 10.3 – Тензометрическое звено с токосъемником и обогревателем

Частоту вращения коленчатого вала двигателя контролируют тахоспидометрами. Для измерения скоростных параметров на 2 и 3 этапах исследований применяют приборы ИМД-ЦМ, контактные и бесконтактные прерыватели, тахогенераторы постоянного тока.

Температуру охлаждающей, рабочих жидкостей и сред, топлива, окружающего воздуха и отработавших газов измеряют электрическими датчиками ТМ-100 и термопарами типа ХК и ХА.

Расход топлива определяют расходомерами весового и объемного типов. Для измерения расхода воздуха двигателями используют трубку Пито-Прандтля в комплекте с микроманометром ММН-240.

Все устройства перед измерениями и после окончания опытов проверяют и тарируют. Регистрируют параметры и обрабатывают результаты с использованием ЭВМ.

Сельскохозяйственные тракторы ведущих зарубежных фирм оснащены бортовым компьютером, который позволяет определять фактические и осредненные значения крутящего момента двигателя, его скоростной режим работы, действительную скорость движения трактора и расход топлива.

10.3. Параметрические модели оценки эксплуатационных свойств и оптимизации параметров тракторов