Проходимость автомобиля. Профильная проходимость. Определение показателей продольной проходимости автомобиля, страница 4

Циркуляция мощности – вредное явление. Она приводит к дополнительным потерям в трансмиссии и шинах. При этом увеличивается нагруженность трансмиссии и шин, возрастает их износ, увеличивается расход топлива.

При движении автомобиля с блокированным приводом колес по деформируемой грунтовой поверхности циркуляция мощности не возникает. Обусловлено это тем, что согласование угловых скоростей вращения колес и проходимых ими путей в этом случае происходит за счет различной величины пробуксовки каждого из колес. Моменты, реализуемые колесами в этом случае, зависят от скорости скольжения, т.е. от величины смятия грунта.

10.4. Влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на проходимость автомобиля

Среди конструктивных факторов автомобиля наибольшее влияние на проходимость оказывают параметры и конструктивные особенности следующих механизмов: ходовой части, двигателя, трансмиссии, компоновочной схемы дополнительных средств повышения проходимости.

Ходовая часть. В ходовую часть автомобиля входят колесный движитель и подвеска. Колесный движитель характеризуется геометрическими размерами колес, конструктивным исполнением протектора шин, давлением воздуха в шинах, нормальными нагрузками на колеса.

С увеличением диаметра колеса снижается давление на опорную поверхность, улучшается сцепление, возрастают высота препятствия и ширина рва, преодолеваемых автомобилем. Увеличение ширины профиля шины приводит к повышению площади контакта колеса с дорогой, снижению давления на опорную поверхность, уменьшению глубины колеи и сопротивления качению.

Конструкция протектора шины характеризуется рисунком, коэффициентом насыщенности, формой и размерами грунтозацепов. На дорогах с твердым покрытием применяют шины с дорожным рисунком протектора. Если автомобиль эксплуатируют в разнообразных дорожных условиях, то целесообразно использовать шины с универсальным рисунком проектора. На автомобилях, предназначенных для работы по грунтовым дорогам и вне дорог, применяют шины с вездеходным рисунком протектора, имеющим развитые грунтозацепы большой высоты. С увеличением коэффициента насыщенности протектора происходит снижение давления колес на дорогу, что приводит к уменьшению износа шин и дорожного покрытия и увеличению коэффициента сцепления с сухой поверхностью дороги. На мокрых и грязных дорогах уменьшение давления колеса на дорогу снижает коэффициент сцепления.

Уменьшение давления воздуха в шине приводит к увеличению площади контакта и снижению давления на дорогу. Поэтому влияние давления воздуха на проходимость аналогично влиянию ширины профиля шины. Коэффициент сопротивления качению на дороге с твердым покрытием снижается с увеличением давления. На деформируемой поверхности дороги минимальное сопротивление качению достигается при определенном давлении воздуха в шинах, поэтому целесообразно применять автоматическое регулирование давления.

У автомобилей повышенной и высокой проходимости с одинарными шинами колеи всех мостов должны совпадать. В противном случае сопротивление качению на деформируемых грунтах значительно возрастает.

Распределение массы автомобиля между мостами обычно выполняют так, чтобы нормальные нагрузки на все колеса были примерно одинаковы. Это способствует уменьшению потерь на качение. Однако на деформируемых уплотняющихся грунтах целесообразно увеличить нагрузку на передние колеса. Тогда задние колеса будут двигаться по более уплотненной поверхности и сопротивление качению уменьшится.

Применение независимой или балансирной подвескиувеличивает допустимые перекосы мостов, предотвращает отрывы колес от дороги. Снижение жесткости и увеличение хода подвески уменьшает пределы изменения нормальных реакций при колебаниях кузова и улучшает сцепление колес с дорогой.