Тягово-скоростные свойства и топливная экономичность автомобиля с гидромеханической трансмиссией. Особенности гидродинамических передач, страница 5

Скоростной и нагрузочный режимы работы двигателя определяются координатами точек пересечения характеристик Мк=f(nд) и Mн=f(nн). На рисунке 6.7 ,а показаны характеристики совместной работы двигателя и прозрачного гидротрансформатора, у которого на режиме трансформации момента λн изменяется в достаточно широких пределах λн0≥λн≥λн.м, а после перехода на режим гидромуфты в пределах λн.м≥λн≥0. Прозрачный ГТ обладает множеством нагрузочных характеристик. На графике изображено несколько парабол Мн=f(nн), соответствующих дискретным значениям λнi и λi. Изображены также линии равных удельных расходов топлива двигателя gдi=const, причем gд1<gд2<...<gд6 Минимальный удельный расход топлива достигается в точке G скоростной характеристики двигателя, в точке В двигатель развивает максимальную мощность, а в точке С - максимальный момент.

Рисунок 6.7 - Характеристики совместной работы двигателя и гидротрансформатора: a - прозрачный гидротрансформатор; б - непрозрачный гидротрансформатор

Из рисунка 6.7, а следует, что двигатель с прозрачным гидротрансформатором на тяговом режиме может осуществлять совместную работу в любой точке, расположенной в области, ограничиваемой линиями АВCDЕF. Линия ВCD соответствует внешней скоростной характеристике двигателя, АВ - предельной регуляторной характеристике, ЕF - характеристике минимального холостого хода двигателя. Из графика видно, что применение прозрачного гидротрансформатора позволяет обеспечить высокий уровень использования мощности двигателя при разгоне автомобиля и высокую топливную экономичность при установившейся скорости движения на частичных скоростных режимах двигателя. Такое совмещение характеристик используют для легковых автомобилей. Следует отметить, что нагрузочная характеристика прозрачного ГТ, получаемая при λн.max, должна обязательно пересекаться с внешней скоростной характеристикой двигателя. Это обеспечит устойчивую работу двигателя в любых эксплуатационных условиях, исключит перегрузку двигателя и его остановку.

На тормозном и обратимом режимах коэффициент λн отрицателен, поэтому характеристики совместной работы двигателя и гидротрансформатора располагаются в области AFKL. Линия KL соответствует работе двигателя на тормозной характеристике.

У непрозрачного гидротрансформатора (рис. 6.7, б) λн=const, поэтому на графике совместной работы будет только одна парабола Мн=f(nн). Если выбрать вариант нагрузочной характеристики, показанной сплошной линией, то можно использовать полную мощность двигателя. Координаты точек совместной работы будут расположены только на этой параболе в пределах от точки В до точки Е. Но она проходит далеко от точки G минимального удельного расхода топлива, поэтому частичные режимы работы двигателя будут неэкономичные. Вариант характеристики, обеспечивающей работу двигателя при минимальном удельном расходе топлива (отображен штриховой линией), лишает возможности полного использования мощности двигателя, что снижает показатели тягово-скоростных свойств автомобиля. Очевидно, что непрозрачный гидротрансформатор не позволяет в полной мере реализовать потенциальные возможности двигателя, поэтому применение его на автомобилях нецелесообразно.

После выбора гидродинамической передачи на основе теории подобия определяют активный диаметр. Для этого используется формула (6.9), из которой следует:

.                                      (6.10)

Если насосное колесо гидротрансформатора соединено непосредственно с валом двигателя, то Мнк, ωнд и nн=nд. Для определения Dа необходимо выбрать некоторую расчетную точку внешней скоростной характеристики двигателя и расчетную нагрузочную характеристику. Опыт проектирования гидромеханических передач показывает, что в большинстве случаев на начальном этапе проектирования в качестве расчетной принимают нагрузочную характеристику гидротрансформатора, соответствующую переходу на режим гидромуфты, т.е. при λн.рн.м, и эта характеристика должна проходить через точку внешней скоростной характеристики двигателя с координатами nдМк. В этом случае формула (6.10) приводится к виду: