Тягово-скоростные свойства и топливная экономичность автомобиля с гидромеханической трансмиссией. Особенности гидродинамических передач, страница 2

6.2. Режимы работы и параметры гидродинамических передач

Режимы работы гидродинамической передачи определяются угловыми скоростями насосного ωн и турбинного ωт колес и крутящими моментами на этих колесах Мн н и Мт. Эти переменные являются фазовыми координатами ГП и характеризуют состояние ее двух основных колес и их взаимодействие с другими механизмами автомобиля. При ωн=const значение ωт может изменяться в широких пределах и быть как положительным, так и отрицательным, а в частном случае ωт=0 - стоповый режим ГП. В связи с этим в качестве параметра кинематической характеристики ГП вместо передаточного числа используют передаточное отношение (величина, обратная передаточному числу):

i=ωтн.                                                   (6.1)

Отношение моментов на турбинном и насосном колесах называют коэффициентом трансформации

.                            (6.2)

КПД гидродинамической передачи определяют по формуле

,                (6.3)

где Nн, Nт - мощности соответственно на насосном и турбинном колесах.

Относительные безразмерные величины i, Кт и ηгп являются параметрами ГП. Параметры Кт и ηгп          - скалярные положительные величины, поэтому в формулах (6.2 и 6.3) соотношения моментов и мощностей берутся по модулю. Передаточное отношение i - скалярная алгебраическая величина. Угловая скорость ωн принимается положительной величиной, а ωт может быть как положительной, так и отрицательной. Поэтому знак передаточного отношения i соответствует знаку ωт.

Параметры ГП в отличие от параметров механических зубчатых передач (передаточного числа и КПД) - переменные величины, зависящие от передаточного отношения i.

Внешние воздействия на гидродинамическую передачу определяют скоростной и нагрузочный режимы ее работы. Скоростной режим характеризуется угловыми скоростями ωн и ωт, а нагрузочный – моментами Мн и Мт.

На рисунке 6.2 показана схема нагружения элементов гидродинамической передачи. Насосное колесо создает нагрузку на двигатель, которая определяется моментом на валу насосного колеса Мн. Нагрузку на турбину ГП создает суммарное сопротивление движению автомобиля. На рисунке 6.2 это сопротивление отображено приведенным к валу турбины моментом Мс.

Рисунок 6.2 - Схема нагружения гидродинамической передачи

Для установившегося движения автомобиля уравнение равновесного режима ГП имеет вид

                             (6.4)

где  - вектор момента на колесе реактора.

Зависимости моментов Мн, Мт и Мр от i показаны на рисунке 6.3. Момент на насосном колесе Мн принят постоянным и отрицательным, а момент на турбине Мт положительным в соответствии со схемой (рис. 6.2). При 0<i<iм момент Мр отрицателен, а МТ по абсолютной величине больше момента Мн. Если i>iм, то момент реактора Мр меняет знак на противоположный, а момент на турбине Мт оказывается меньше Мн и стремится к нулю. При этом резко падает КПД ηгт, что обусловлено возрастанием потерь на гидравлический удар струи жидкости, входящей на лопатки неподвижного реактора из-за несовпадения угла их наклона с углом входа струи. Если на этом режиме отключить реактор, предоставив ему возможность свободно вращаться в потоке, то ГТ будет работать как ГM и КПД его значительно повысится (штриховая линия). Для этого реактор устанавливают на муфте свободного хода, которая при Мр<0 заклинена (ωр=0), а при Мр>0 реактор освобождается и ГТ переходит на режим ГМ. Такой ГT называют комплексным. Если реактор постоянно неподвижен, ГT называют простым, а его характеристика ηгт на рисунке 6.3 показана сплошной линией.

Рисунок 6.3 - Внешняя характеристика гидродинамической передачи

В зависимости от дорожных условии и взаимодействия с двигателем различают несколько режимов работы ГП. Символическое их изображение представлено на рисунке 6.4. Режимы определяются сопоставлением знаков моментов на колесах ГП и угловых скоростей их вращения, а также знаками мощностей на этих колесах.