Тягово-скоростные свойства и топливная экономичность автомобиля с гидромеханической трансмиссией. Особенности гидродинамических передач, страница 11

Используя полученные значения мощности нагрузки Nд.н и соответствующие им значения угловой скорости ωд.н, по формуле (5.3) определяют путевой расход топлива Qs (л/100 км). Удельный расход топлива gе, необходимый для вычисления Qs, определяют по методике, изложенной в п. 5.1.

На рисунке 6.15 показана топливная характеристика установившегося движения автомобиля с неблокированным гидротрансформатором. Штриховыми линиями изображены характеристики, получаемые после его блокирования.

Рисунок 6.15 - Топливная характеристика установившегося движения автомобиля

6.10. Экспериментальное определение характеристик гидродинамических передач

Проектирование гидродинамических передач осуществляется на основе теории подобия. Для повышения точности получения характеристик проектируемых передач после изготовления опытных образцов в обязательном порядке проводят их испытания. Методика проведения стендовых испытаний изложена в ГОСТ 17069-71.

Испытательный стенд должен обеспечивать работу гидродинамической передачи и измерение параметров рабочего процесса на всех возможных режимах. Схема стенда показана на рисунке 6.16. Стенд должен содержать следующие основные устройства:  корпус для установки и закрепления гидродинамической передачи 13; приводную электрическую балансирную машину 11; нагрузочное устройство 15 (балансирная машина или индукторный тормоз); систему питания и охлаждения рабочей жидкости; карданные передачи 12 для соединения валов приводной машины и нагрузочного устройства с валами гидродинамической передачи; устройства для контроля и измерения частот вращения валов 7 и 8; устройства для измерения вращающих моментов 6 приводной машины и нагрузочного устройства.

Испытания проводят при постоянной частоте вращения вала насосного колеса nн или при постоянном моменте на насосном колесе Мн. Эти параметры должны соответствовать номинальным расчетным значениям. Отклонения от номинальных значений не должны превышать ±2 %, а колебания nн и Мн в процессе измерений - не более ±1 % от установившихся значений. Температура рабочей жидкости при испытаниях должна поддерживаться в пределах 90±3 оС. Количество измеряемых точек должно быть достаточным для выявления формы кривых функциональных зависимостей безразмерной характеристики со всеми их особенностями, во всем диапазоне изменения передаточного отношения iт.н.

Рисунок 6.16 – Схема стенда для испытания гидродинамической (гидромеханической) передачи: 1 – термометр; 2 – насос; 3 – предохранительный клапан; 4 – фильтр; 5 – манометр; 6 – весовое устройство; 7 – счетчик импульсов; 8 – измеритель тахометра; 9 – датчик тахометра; 10 – датчик импульсов; 11 – приводная балансирная машина; 12 – карданная передача; 13 – испытываемая гидродинамическая (гидромеханическая) передача; 14 – преобразователь постоянного тока; 15 – тормозная балансирная машина (или индукторный тормоз); 16 – редукционный клапан; 17 – вентиль; 18 – откачивающий насос; 19 - теплообменник

По результатам испытаний производится вычисление параметров гидродинамической передачи i, Kт, ηгт, λн с использованием формул (6.1), (6.2), (6.3), (6.9) и построение графиков. Для гидротрансформатора осуществляется построение безмерных характеристик λн=f(i), Кт=f(i), ηгт=f(i), а для гидромуфты – только характеристики λн=f(i).

При создании новых автомобилей особо большой грузоподъемности не всегда представляется возможность проведения стендовых испытаний в связи с отсутствием стендового оборудования требуемой мощности. В этом случае характеристики гидродинамической передачи могут быть получены при ее испытании непосредственно на автомобиле в процессе гностического пробега. Предварительно необходимо провести испытания по определению характеристики двигателя Мк=f(nд), приведенной массы автомобиля mа.пр, коэффициента сопротивления воздуха kw и коэффициента сопротивления качению на испытательном участке f.