Определение и цели психологического консультирования. Психологическое консультирование и психотерапия. Теории личности в психологическом консультировании

Страницы работы

Содержание работы

УО «Гомельский государственный областной институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования»

Специальный факультет переподготовки кадров ГГОИПК

Учебная программа

по дисциплине

«Психологическое консультирование»

Специальность П.04.05.00 П «Практическая психология»

Гомель

2003

Составитель: , старший преподаватель кафедры управления и технологий образования.

Утверждена на учебно-методическом совете факультета 15.09.2003 г., протокол №4.


Тема 1. Определение и цели психологического консультирования.

Варианты определения психологического консультирования (основные понятия в определениях: взаимодействие между клиентом и консультантом, обучение клиента новым формам поведения, развитие его личности, инициатива, ответственность, свобода его выбора).

Цели психологического консультирования (общие, глобальные, перспективные, специфические, конкретные, краткосрочные).

Универсальные цели психологического консультирования (способствовать изменению поведения клиента, развивать навыки преодоления трудностей, обеспечить эффективное принятие решений, развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения, облегчить реализацию и повышение потенциала личности).

Цели консультирования в психоаналитическом направлении (перевести в сознание, вытесненный в бессознательное материал, помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты, реконструировать базисную личность).

Цели консультирования в поведенческом направлении (исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению).

Цели консультирования в гуманистическом направлении (создать благоприятных климат консультирования для самоисследования и самораспознавания факторов, мешающих росту личности, поощрять открытость клиента опыту, уверенность, спонтанность).

Различные виды консультирования в соответствии с различными принципами классификации (индивидуальное, групповое и т.д.).

Типы консультирования по принципу показаний к консультирования (развивающее; в ситуации кризиса; «острого горя»; изменений жизненных обстоятельств, смены социальной роли и т.п.).

Тема 2. Психологическое консультирование и психотерапия.

Различие основных факторов в консультировании

 и психотерапии.

Основные факторы

Консультирование

Психотерапия

Обращающийся за помощью

Клинически здоровый человек

С невротическим уровнем развития

Цели

Научение. Изменение поведения личности

Переучивание. Структурная перестройка личности

Характер запроса

Трудности в межличностных отношениях

Глубинные личностные проблемы

Предмет исследования

Сознание

Бессознательные процессы

Методы в работе

Консультативная беседа

Методы личностных изменений:

-  личностно-ориентированная

-  суггестивные

-  поведенческие

Характер отношений с клиентом

Взаимодействие

Воздействие

Распределение ответственности

Ответственность на клиенте

Разделение ответственности

Продолжительность встреч

5-6 до 15

В течение ряда лет

Квалификация специалистов

Диплом, подготовка в области теории и практики консультирования, работа под руководством супервизора

Диплом, теоретическая психологическая подготовка и определенные медицинские знания, собственная психотерапия, работа под руководством супервизора, уровень опытности

Тема 3. Теории личности в психологическом консультировании

Цели использования теории личности в консультировании (способ понимания проблем клиента, выбор методов их разрешения, выдвижение гипотез для разъяснения проблем клиенту, прогнозирование результатов консультирования).

Функции теорий личности в консультировании (обобщение накопленной информации, упрощение сложных явлений, прогнозирование последствий разных обстоятельств, поиск новых факторов).

Зависимость теоретической ориентации консультанта от его точки зрения на природу человека.

Основные теоретические принципы психоаналитического направления (определение сущности человека (сексуальная природа и опыт раннего детства); основа структуры личности (ид, эго и суперэго); мотивировка поведения (агрессивные и сексуальные побуждения); причина возникновения патологии (вытесненные в детском возрасте конфликты); основание нормального развития (своевременное чередование стадий сексуального развития и интеграции)).

Похожие материалы

Информация о работе