Определение и цели психологического консультирования. Психологическое консультирование и психотерапия. Теории личности в психологическом консультировании, страница 2

Основные теоретические принципы поведенческого направления (определение сущности человека (человек как продукт среды и ее творец); формирование поведения в процессе обучения); обучение нормальному поведению (посредством подкрепления и имитации); причины возникновения проблем (результат плохого обучения)).

Основные теоретические принципы гуманистического направления (определение сущности человека (позитивная природа, врожденное стремление к самореализации); причины возникновения проблем (вытеснение некоторых чувств из поля сознания, искажение оценки опыта); основа психического здоровья (соответствие идеального Я реальному Я; стремление к самопознанию, уверенности в себе, спонтанности).

Эклектичный подход в консультировании (системная интеграция нескольких теоретических подходов)

Тема 4. Личность консультанта в консультировании. Система ценностей консультанта.

Роль консультанта в консультировании (структурирование процесса консультирования, контроль «раскрытия потенциала» клиентов).

Функции консультанта в консультировании (построение отношений с клиентом, поиск альтернатив самопонимания, «вхождение» в жизненные обстоятельства клиентов; создание здорового психологического климата, совершенствование процесса консультирования).

Основные свойства личности консультанта (интерес к людям, толерантность к неопределенности, чувствительность, эмоциональная стабильность, объективность, проницательность, самопознание, гибкость, отсутствие серьезных проблем, личная и социальная зрелость и др.).

Тема 5. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Подготовка консультанта.

Результаты негативного влияния деятельности на личность консультанта (потеря идентичности; проблемы в личной жизни; психические нарушения; низкая эмоциональная отдача в семье, синдром сгорания).

Причины синдрома сгорания (монотонность работы; большие затраты при недостатке признания; строгая регламентация времени работы; работа с немотивированными клиентами; напряжение и конфликты в профессиональной среде; дефицит самовыражения личности на работе; работа без обучения; неразрешенные личностные конфликты).

Профилактика синдрома сгорания (принятие личной ответственности за работу; развитие других интересов, разнообразие своей работы; поддержание здоровья; удовлетворительная социальная жизнь, открытость новому опыту; обмен опытом; супервизорская группа и т.д.).

Подготовка консультанта (академическая подготовка, курс индивидуальной и групповой терапии, супервизия, стажировка).

Тема 6. Структура процесса консультирования.

Исследование проблемы (контекст, фиксирование чувств клиента, содержания его высказываний, невербального поведения).

Двумерное определение проблемы (определение проблемы в эмоциональном и когнитивном плане, причин ее возникновения и способов ее разрешения).

Идентификация альтернатив (обсуждение возможных альтернатив и выдвижение новых).

Планирование (оценка выбранных альтернатив, проверка реалистичности выбранного решения).

Деятельность (реализация плана решения проблемы с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, возможности неудачи).

Оценка и обратная связь (оценка уровня достижения цели и обобщения достигнутых результатов).

Тема 7. Консультативный контакт. Перенос и контрперенос в консультировании.

Условия возникновения консультативного контакта (психологический контакт, состояние психического расстройства клиента, передача эмпатии и безусловного уважения консультанта клиенту). Определение консультативного контакта. Основные черты консультативного контакта (эмоциональность, интенсивность, динамичность, конфиденциальность, поддержка, добросовестность).

Консультативный контакт в психоаналитическом направлении (интерпретация проекций клиента).

Консультативный контакт в поведенческом направлении (выполнение процедур обучения).