Проектирование технологического процесса ремонта коленчатого вала и коренных подшипников дизеля Д49 (12ЧН26/26) при текущем ремонте ТР – 3, страница 2

Надежность работы вкладышей коленчатого вала в значительной степени определяет надежность и моторесурс дизеля и зависит от конструкции вкладышей, которые могут быть толстостенными или тонкостенными; свойств материалов вкладышей и слоя их заливки; условий циркуляции масла в подшипнике; зазоров и шероховатости трущихся поверхностей; жесткости коленчатого вала и постелей под вкладыши; качеств масла и присадок к маслу; нагрузки на подшипник; комплекса технологических факторов, в особенности от соосности расточки постелей подшипников, контакта между вкладышем и постелью и от биения шеек вала.

В современных быстроходных форсированных двигателях подшипники с толстостенными вкладышами уступили место подшипникам с тонкостенными вкладышами (толщиной 0,025 – 0,05 наружного диаметра). Причина этого – недостаточно плотный контакт массивного толстостенного вкладыша с постелью подшипника, что, с одной стороны, повышает усталостную нагрузку на баббитовую заливку, а с другой – ухудшает теплоотвод с его несущей поверхности.

Тонкостенные вкладыши, имеющие меньшие габаритные размеры и массу, более благоприятны для крупносерийного производства и позволяют обеспечить взаимозаменяемость при сборке и ремонте без пришабровки и пригонки. Необходимо отметить, что диаметр и форма тонкостенных вкладышей не вполне совпадают с диаметром и формой постели, поэтому после постановки их обжимают . Надежная работа вкладышей в значительной мере зависит от определяющих геометрических параметров вкладышей: натяга, диаметра в свободном состоянии, прямолинейности образующей наружной поверхности.

У дизелей Д49 вкладыши стальные залиты свинцовистой бронзой. Верхний и нижний коренные вкладыши невзаимозаменяемы. Положение вкладышей фиксируется штифтом. Для защиты от контактной коррозии наружная поверхность вкладыша покрыта слоем бронзы толщиной 0,01 мм. Для повышения стабильности размеров вкладыши в процессе изготовления подвергаются пластическому обжатию по окружности.

Работоспособность подшипников сильно зависит не только от их конструкции, но также от технологии и качества изготовления [1].

Основные неисправности коленчатого вала и коренных подшипников дизеля Д49(12ЧН26/26), и способы  их предупреждения представлены в виде таблицы 1.

Таблица 1 – Основные неисправности коленчатого вала и коренных подшипников дизеля Д49(12ЧН26/26), способы устранения

Возможные неисправности

Способы устранения

Технические условия на отремонтированные

детали и узлы

Коленчатый вал

Трещины любых размеров и расположения шеек коленчатого вала, шпилек крепления противовесов

Коленчатый вал, шпильки, шестерню заменить

Овальность, конусообразность, седлообразность, бочкообразность коренных и шатунных шеек коленчатого вала

Коренные и шатунные шейки восстанавить осталиванием, плазменным, детанационным или лазерным напылением с последующей доводкой до чертежных размеров (шлифовка,полировка)

Допускается овалность, конусообраность, седлообраность, бочкообразность не более 0,02 мм

Радиальное биения коренных шеек коленчатого вала, при установке коленчатого вала на специальные опоры

Коренные и шатунные шейки восстанавить осталиванием, плазменным, детанационным или лазерным напылением с последующей доводкой до чертежных размеров (шлифовка,полировка)

Допускается радиальное биения коренных шеек коленчатого вала до 0,06 мм, при относительном биении смежных шеек до

0,03 мм

Повреждения в виде язвин на зубьях шестерни коленчатого вала

Шестерню коленчатого вала заменить

Допускаются повреждения диаметром и глубиной не более 0,03 мм, занимающие не более  10 % поверхности каждого зуба