Технологический процесс эксплуатации и текущее содержание тепловозов в депо практики. Применяемая система обслуживания поездов тепловозами на участках обращения и в зонах обслуживания, страница 3

Известно несколько способов обслуживания локомотивов бригадами: сменный – когда локомотив обслуживается очередными сменными бригадами, назначаемыми на работу по мере окончания отдыха; прикрепленный – когда каждый локомотив обслуживается определенным количеством (1,2,3 и 4) постоянно прикрепленных к нему бригад; комбинированный – когда каждый локомотив обслуживается на части участка постоянно-прикрепленными бригадами, на части – сменными; турный – когда локомотив обслуживается несколькими (обычно четырьмя) постоянно закрепленными за ним бригадами, из которых две находятся в поездке, а остальные отдыхают в пункте постоянного жительства – дома.

В локомотивном депо Гомель используются только два способа обслуживания: сменный и прикрепленный. В грузовом движении используется сменный способ обслуживания поездов локомотивными бригадами. В грузовом движении явка на работу вызывная, т.е. по прошествии отдыха дежурный по депо вызывает бригаду, стоящей первой на очереди в поездку. В пассажирском движении явка на работу списочная, т.е. локомотивная бригада является в депо в строго определенное графиком время для ведения пассажирского поезда со станции Гомель или для смены другой локомотивной бригады на пассажирском поезде или дизель-поезде.

3 Организация труда и отдыха локомотивных бригад

В связи с непрерывным круглосуточным функционированием железнодорожного транспорта и регламентацией работы бригад графиком движения поездов организация их труда отличается от организации труда работников промышленных предприятий. Для локомотивных бригад применяется суммарно-помесячное нормирование и учет выработки рабочих часов. Исключение составляют бригады, обслуживающие маневровые, вывозные и хозяйственные локомотивы. Для этих бригад устанавливают круглосуточное сменное дежурство по графикам с фиксированным временем начала и окончания смен.

В локомотивном депо Гомель расчетная среднемесячная норма выработки работника локомотивной бригады составляет 175 часов. Действующим положением о рабочем времени и времени отдыха для локомотивных бригад допускается превышение нормы выработки ( сверхурочная работа) не более 24 часов в месяц и в течении года не более 120 часов.

Для локомотивных бригад, занятых на круглосуточной сменной работе, составляются сменные месячные графики, согласовываемые с местными комитетами профсоюза. В этих графиках должны быть указаны выходные дни, предусмотрено чередование дневных, вечерних и ночных смен и соблюдение месячной нормы выработки рабочих часов.

Рабочим временем бригады считается время от момента явки к месту постоянной работы по расписанию, наряду или вызову до сдачи локомотива в депо или пункте смены бригад, а в случае несостоявшейся поездки до момента освобождения работника администрацией. В локомотивном депо практики в грузовом движении применяется вызывной способ явки на работу, т.е. дежурный по депо по готовности поезда вызывает на работу локомотивную бригаду стоящую первой на очереди. Причем отдых локомотивной бригады должен составлять не менее 16 часов. Продолжительность работы локомотивной бригады ( без отдыха) должна составлять не более 12 часов. Далее должен быть отдых не менее 3 часов и только тогда бригада может отправляться в обратную поездку. Должен быть установлен такой режим труда и отдыха, при котором в течении всего рабочего периода времени не будет снижаться бдительность машиниста и помощника и проявляться утомляемость, т.е. будет сохраняться готовность к экстренным действиям.

Еженедельные выходные дни предоставляются равномерно в течение месяца в любой день недели и только в пункте жительства бригады – путем добавления 24 часов к нормальному отдыху, причитающимся после поездки. В исключительных случаях допускается сдваивать выходные дни, т.е. предоставлять дни отдыха сразу за две рабочие недели.

Отдых после поездки бригады может предоставляться в месте ее жительства (основном пункте); в пункте ее оборота, если предшествующая работа продолжалась четыре и более часов, или когда время непрерывной работы в оба конца не укладывается в установленную непрерывную продолжительность работы.