Строительство оснований и покрытий из каменных материалов, обработанных органическими вяжущими. Технологическая схема потока по строительству черного щебеночного основания способом пропитки, страница 3

Горячий и теплый щебень, ВОМС, приготовленные в смесителе, сразу же вывозят на дорогу и укладывают в покрытие или основание. Холодные смеси по выходу из смесителя охлаждаются до 30-35 °С и поступают на склад, где могут храниться обработанными жидким битумом:

-  класса СГ - под навесом не более 4-х месяцев;

-  класса МГ - в открытых штабелях до 8-ми месяцев. Высота штабеля должна быть не более 2 м.

Гравийно-эмульсионные смеси могут укладываться сразу после приготовления или храниться в штабелях на складе до четырех месяцем.

Покрытия и основания из горячего черного щебня им битумах следует устраивать при температуре воздуха не ниже 5 "С. Холодный черный щебень, щебеночные и гравийные смеси из штабеля следует укладывать при температуре не ниже минус 5 °С.

Технология устройства оснований и покрытий из черного щебня аналогична устройству дорожной одежды методом пропитки из трех фракций 20-40, 10-20 и 5-10 мм без промежуточного розлива органического вяжущего.

Разрешается при устройстве основания использовать для основного слоя фракцию щебня 40-70 мм, а для расклинивания соответственно 20-40 и 10-20 мм.

Если для приготовления черного щебня применяют смесь оптимального состава фракций 5-40 или 5-20 мм, то конструктивный слой устраивают за один прием из готовой смеси без расклинивания.

Влажные органоминеральные смеси ВОМС являются многокомпонентной системой, включающей увлажненные минеральные материалы подобранного состава, активатор или ПАВ и жидкое органическое вяжущее.

В качестве вяжущего для ВОМС применяют битумы СГ, МГ и МГО; тяжелые смолистые и высокосмолистые нефти; битумные пасты.

Активаторами являются гашеная известь или цемент. При их отсутствии добавляют ПАВ.

Для приготовления ВОМС кроме асфальтосмесительных установок можно использовать бетоносмесители, оборудование и базы для приготовления битумных шламов.

Для транспортирования смеси используют автосамосвалы с закрытыми брезентом кузовами (для предотвращения испарения воды в сухую погоду).

Для распределения ВОМС используют асфальтоукладчик (лучше качество работ), но можно и автогрейдер.

Уплотнение основания или покрытия производят пневмокатками. При температуре менее 20°С допустимо использование средних и тяжелых гладковальцовых катков.

При уплотнении верхнего слоя основания из ВОМС пневмоколесными катками покрытие можно укладывать сразу после окончания уплотнения. При использовании гладковальцовых катков необходим технологический разрыв в 30 суток для осуществления ухода.

Гравийно-эмульсионная смесь представляет собой смесь минерального материала определенного зернового состава и катионной битумной эмульсии, приготавливаемую, как правило, в стационарной установке [7].

В зависимости от вида используемого песка гравийно-эмульсионные смеси подразделяются на два типа:

-  ГЭС-1 - при использовании песка из отсевов дробления;

-  ГЭС-2 - при использовании природного песка.

В необходимых случаях в смесь может вводиться вода, стабилизатор, цемент.

Для производства ГЭС применяются гравийные (щебеночные) материалы с маркой гравия (щебня) по дробимости от 200 до 800 и максимальной крупностью зерен от 10 до 40 мм. Причем, чем крупнее фракция гравия, тем выше должна быть марка по прочности.

Песок, входящий в состав минеральной части ГЭС, должен иметь модуль крупности не ниже 0,7 мк.

В качестве вяжущего используются эмульсии катионные марок ЭБК-М-60, ЭБК-М-65.

Гравийно-эмульсионные смеси применяются для устройства конструктивных слоев оснований на дорогах I-V категорий и в качестве конструктивных слоев покрытий на дорогах III-V категорий.

В зависимости от интенсивности движения на участке дороги с покрытием, устроенном из ГЭС обязательно устройство защитного слоя в соответствии с таблицей 1.3.