Потенциал бюджетных доходов регионов и их муниципальных образований. Распределение бюджетного потенциала регионов и их муниципальных образований в бюджетную систему Российской Федерации, страница 8

В 1998 году доли ниже среднего уровня по республике имели по налогу на прибыль 79 % муниципальных образований, по подоходному налогу – 58 %, налогу на добавленную стоимость – 89 %, налогу на имущество – 91 %. Соответственно в 2000 году: 79 %; 32 %; 63 %; 68 %. Существенная дифференциация по прочим налоговым доходам. Разрыв между максимальным и минимальным значением долей в 1998 году составлял 3 раза, в 2000 году – 2,6 раза. Дифференциация по неналоговым доходам составляла в 1998 году от 0,1 % до 10,2 % (102 раза), в 2000 году – от 16,5 % до 4,6 % (3,6 раза).

Особенностью изменений в структуре условно-собственных доходов муниципальных образований Республики Коми является значительное уменьшение доли неналоговых доходов, разницы между максимальным и минимальным их значением. В 1998 году разрыв между максимальным и минимальным  значением составил от 42 % до 1 % (42 раза), в 2000 году от 12 %  до 1 % (12 раз).

Максимальное значение доли налога на прибыль в 1998 году составляло 31 %, минимальное 1 %, в 2000 году соответственно 26 % и 0 %; подоходного налога в 1998 году 50 % и 3  %, в 2000 году – 55 % и 1 %; налога на добавленную стоимость в 1998 году – 23 % и 1 %, в 2000 году – 13 % и 0 %; налога на имущество в 1998 году 40 % и 2 %, в 2000 году – 19 % и 1 %.

В 2000 году ниже среднереспубликанского значения доли по налогу на прибыль были в 77  % муниципальных образований, по подоходному налогу – в 69 %, налогу на добавленную стоимость – 61 %, налогу на имущество -  61 %.

В Новгородской области в 2000 году по сравнению с 1998 годом увеличилась разница между максимальным и минимальным значением доли по налогу на прибыль с 24 до 45 раз, подоходному налогу с 2,2 до 2,6 раза, налогу на добавленную стоимость с 4,4 до 9,5 раза, налогу на имущество с 3,5 до 11,5 раза.

В 2000 году ниже среднеобластного значения были доли по налогу на прибыль в 86 % муниципальных образований, по подоходному налогу – 18 %, налогу на добавленную стоимость – 45 %.

В Псковской области в 2000 году по сравнению с 1998 годом увеличилась разница между максимальным и минимальным значением по налогу на прибыль с 10 до 25 раз, налогу на добавленную стоимость с 4 до 5 раз, произошло снижение по подоходному налогу с 27 раз до 2,4 раза,  по налогу на имущество с 17 до 8 раз. В 2000 году ниже среднеобластного значения были доли по налогу на прибыль в 15 % муниципальных образований, подоходному налогу – 65 %, налогу на добавленную стоимость – 92 %, налогу на имущество – 54 %.

Наглядно внутрирегиональная структура основных источников доходов муниципальных образований представлена в следующих диаграммах.

Доля  доходов бюджетов муниципальных образований в Консолидированном бюджете республики (области).

Рассмотрим доли участия муниципальных образований в доходах консолидированного бюджета региона, изменения, которые произошли за три года.

Структура по каждому муниципальному образованию  представлены в таблице 5 Приложения.

В Республике Карелия в 1998 году 67,2% доходов консолидированного бюджета  республики было сосредоточено в 4-х муниципалитетах  (города Петрозаводск – 36,52 %, Костомукша  - 15,31%), в 6-ти  -18,6 % (от 3,14 %– г.Сортавала до 2,53% - Муезерский район) и в 9-ти –14,2 % (от 2,13 % -Пудожский до 0,17 % Вепсская волость), в 2000 году в 4-х муниципалитетах – 64,5% ( 32,98 – г.Петрозаводск до 8,79% г.Костомукша), в 7-ми -  22,84% (от 4,57 % – г.Питкяранта до 2,7% -Беломорский и Медвежьегорский район) и в 8-ми – 12,64% (от 2,43%- Муезерский район до 0,21 % - Вепсская волость). Таким образом, в 2000 году как и в 1998 г. основной доходный потенциал республики был сосредоточен в столице и трех крупных промышленных центрах, изменилась лишь очередность (г.Костомукша перешел со 2 на 4 место, г.Кондопога с 3 на 2, г.Сегежа с 4 на 3 место).

В Республике Коми в 1998 году – 75 %  доходов консолидированного бюджета республики было сосредоточено в 4 муниципалитетах (города Сыктывкар – 26,2%, Ухта –22,7% Воркута –13,9%, Усинск –12,2 %), в 4-х –17 % и в 12-ти - 8% ( от 1,3% -Усть –Вумский район, до 0,93 – 0,34% в остальных районах, в 2000 году – в  4-х муниципалитетах –74,7 %( от 24,1% - г.Сыктывкар до 9,5% - г.Ворткута), в 4-х – 19,2 % ( от 7,3 % - г.Сосногорск до 1,7% -г.Выктыл) и в 12-ти –6,1% (от 1% - Усть – Вумский район до 0,19% Ижемский район).