Потенциал бюджетных доходов регионов и их муниципальных образований. Распределение бюджетного потенциала регионов и их муниципальных образований в бюджетную систему Российской Федерации, страница 7

Данные таблицы 3 Приложения показывают о значительных внутрирегиональных различиях. В 1998 году дифференциация по доли финансовой помощи в бюджетных  доходах муниципальных образований составляла: в Республике Карелия от 77% до 6%, в Республике Коми – от 79% до 4%, в Архангельской области – от 74% до 1%, в Новгородской области – от 81% до 17%, в Псковской области – 58% до 3%; соответственно в 2000 году: от 73% до 2%; от 84% до 0%, от 86% до 1%; от 82% до 12%; от 68% до 26%.

Обращаем внимание, что в 1998 году доля финансовой помощи на уровне более 50% составляла в Республике Карелия  в 58% муниципальных образованиях, в 2000 году произошло снижение до 16%, соответственно в Республике Коми - с 50% до 40%, в Новгородской области с 55% до 45%, в Архангельской  и Псковской областях произошло увеличение доли муниципальных образований, имеющихся  уровень финансовой помощи в бюджетных доходах свыше 50% соответственно с 4% до 31% и с 8% до 58%.

Структура основных источников условно-собственных доходов бюджетов муниципальных образований.

Структура основных источников условно-собственных доходов бюджетов муниципальных образований представлена в следующей таблице.

Таблица 8

Структура основных источников условно-собственных доходов муниципальных образований (в среднем по региону), в процентах.


В 2000 году по сравнению с 1998 годом в структуре основных источников доходов муниципальных образований в Республике Карелия увеличилась доля неналоговых доходов (в 2,8 раза), в остальных регионах, за исключением Псковской области произошло снижение, особенно значительное в Республике Коми (в 5 раз). В налоговых доходах возросла доля налога на прибыль в Республике Карелия (в 4,4 раза), Архангельской области (в 1,8 раза), Новгородской области (в 1,6 раза), Республике Коми (в 1,1 раза), снизилась в Псковской области (на 37 %).

В 1998 году разница между максимальной (Псковская область) и минимальной (Республика Карелия) величиной доли налога на прибыль составляла 4,5 раза.

В 2000 году эта разница (максимум - Новгородская область, минимум –Республика Коми) составила 2,2 раза.

Заметны межрегиональные различия по доли подоходного налога : в 1998 году от максимума (республика Карелия) 39,9 % до минимума (Республика Коми) 23 %, (разница в 1,7 раза). В 2000 году разница между максимумом (Архангельская область) и минимумом (Республика Карелия) составила 1,6 раза. Во всех регионах подоходный налог занимает по своей значимости в структуре основных источников доходов муниципальных образований первое место.

В 1998 году разница между максимальной (Архангельская область) и минимальной (Республика Карелия) долями налога на добавленную стоимость составила 2,2 раза, в 2000 году 2,3 раза.

В 2000 году по сравнению с 1998 годом во всех регионах снизилась доля налога на имущество. В 1998 году разница между максимальной (Республика Карелия) и минимальной  (Архангельская область) долями составила 2,3 раза, в 2000 году максимум (Республика Коми), минимум (Архангельская, Псковская области) – 2,2 раза.

Значительную  долю (от  24 до 30% в 1998 году от 29 до 49% в 2000 году) составляют прочие налоговые доходы, основные из которых это налоги субъектов РФ и местные налоги.

Анализ данных о внутрирегиональной структуре, приведенных в таблице 4  Приложения позволяет сделать следующие выводы.

1.  В каждом из представленных регионов в 2000 году по сравнению с 1998 годом в структуре основных источников условно-собственных доходов муниципальных образований произошли заметные изменения.

В Республике Карелия доля налога на прибыль увеличилась с 7,2 % до 16,2 % (12,2 раза), по остальным налогам произошло снижение: по подоходному налогу с 40,7 % до 22,6 % (в 1,8 раза), по налогу на добавленную стоимость с 8,8 % до 5,7 % (в 1,5 раза), по налогу на имущество с 14,2 % до 6,1 % (в 2,3 раза), доля прочих налоговых доходов увеличилась с 25,9 % до 37,2 % (в 1,4 раза).

В 1998 году разница между максимальными и минимальными долями составляла по налогу на прибыль 7,2 раза, подоходному налогу – 1,9 раза, налогу на добавленную стоимость – 22 раза, налогу на имущество – 6,8 раза. В 2000 году соответственно 10,9 раза; 2,6 раза; 6,5 раза и 5,7 раза.