Разборка, восстановление, сборка сборочной единицы и её испытание. Контроль качества ремонта, страница 4

Надеть на вставку поршень и ввести стопорное кольцо в кольцевую канавку поршня, используя клещи 30Д.181.4сб-1. Проверить щупом зазор между стопорным кольцом и нижней плоскостью вставки.

Зазор должен быть:

-  для поршня конструкции КТЗ – 0,2 – 1,0 мм;

-  для поршня конструкции ЦНИИ – 0,4 – 1,0 мм.

Зазор регулировать путем подбора стопорного кольца соответствующей толщины. Допускается регулировку зазора производить путем шлифровки старого кольца со стороны меньшего диаметра либо осталиванием или хромированием старого кольца. Надеть на поршень кольца, используя приспособление 30Д.181.5сб. Замки колец должны быть смещены на 120º друг относительно друга. Кольца должны свободно перемещаться в ручьях. В первую верхнюю канавку поршня установить хромированное компрессионное кольцо, во 2, 3 и 4 канавки – кольца с бронзовыми вставками. Кольца с бронзовыми вставками устанавливать торцем, имеющим скос под 7°30´ в сторону камеры сгорания. При установке колец в 2, 3 и 4 ручьи обращать внимание на маркировку в виде насечки на стыке у замка каждого кольца. Во 2-ой ручей должно устанавливаться кольцо с одной насечкой, в 3-ий ручей – с двумя, в 4-ый стремя. При замене какого-либо поршневого кольца на новом кольце должно быть поставлено столько было на старом, заменяемом кольце.

Втулку головки шатуна заменяют при ослаблении посадки, износе более 0,12 мм по диаметру, задирах или трещинах. Разрешается ослабшие в головке шатуна втулки осаживать, осталивать или устранять зазор нанесением пленки эластомера ГЭН-150(В).

Шатуны после очистки проверяют дефектоскопом, при наличии трещин их заменяют. При овальности отверстия верхней головки шатуна более 0,15, задирах на ее поверхности отверстие развертывают с постановкой втулки большего диаметра.

Измеряют овальность и конусность отверстия нижней головки шатуна при затянутых по меткам шатунных болтах. При диаметре отверстия шатуна более допускаемого значения шатун заменяют, а при овальности отверстия более 0,05 (при техническом обслуживании ТО-3 более 0,08 мм) ее устраняют следующим способом. Шатунные болты проверяют магнитным дефектоскопом. Вмятины, риски на опорных поверхностях головки шатунного болта, гайки или место под головку болта на шатуне зачищают шабером и проверяют по краске щупом 0,03 мм (не должен проходить между проверяемыми поверхностями). Задиры и заусенцы на резьбе болтов не допускаются.

Независимо от того, менялись шатунные болты или нет, их перетягивают с нанесением новых меток в следующем порядке: собирают шатун с крышкой без вкладышей, вставляют болты и навертывают вручную гайки, смазав резьбу болта; завертывают гайки до упора ключом с длиной рукоятки 250—300 мм; проверяют плотность в стыке крышки с шатуном — щуп 0,03 мм не должен проходить; наносят карандашом метки на гранях гаек и боковой поверхности шатуна или крышки; затягивают ключом с длиной рукоятки 1,0—1.2 м за 6—8 приемов на 1,5—2,0 грани до упора. Затягивают поочередно обе гайки, по 1/4 грани за прием; вставляют шплинты. При несовпадении отверстий под шплинт гайку довертывают (не отпускают); наносят новые метки, старые — зачищают; отвертывают гайки, разбирают шатун и наносят клейма на гайках и болтах согласно новым меткам; собирают шатун с вкладышами и затягивают гайки. Перед сборкой детали шатунно-поршневой группы промывают в керосине и продувают сжатым воздухом; особое внимание обращают на отверстия в шатуне и масляные каналы в поршне. Масляные каналы поршня и шатуна в сборе проверяют на проход керосином, после чего поршень и кольца смазывают дизельным маслом. Поршневые кольца устанавливают на поршень с помощью приспособлений. Замки колец смещают на 120° относительно друг друга.