Мы и наши дети. Детский фонд. Детские дома, интернаты, дома ребенка. Социализация сироты или ребенка, лишенного родительского внимания, страница 6

А теперь о нашей крупнейшей инициативе — о семейных детских домах, о важной и гуманной идее, поддержанной Советом Министров СССР. Идея семейного детского дома, когда обыкновенная семья берет на воспитание десять — двенадцать сирот плюс к своим детям, когда эти сироты обретают по сути свою семью, а государство дает такой семье дом, деньги, иную помощь, коренным образом меняет моральный, нравственный климат в учреждении, которое уже и назвать-то детским домом в привычном понимании сего термина трудновато. Семейные детские дома существуют в девяноста странах мира.

Постановлением предполагается строительство 30 городков — семейных детских домов, состоящих из коттеджей, в каждом из которых живут родители со своими детьми и куда приглашают сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (всего — до 15 человек). Кроме того, семьям, желающим взять на воспитание не менее 5 детей, предоставляется специально перепланированная жилплощадь, строятся дома. На детей распространяются нормы обеспечения государственных интернатных учреждений.

Означает ли инициатива фонда по созданию детских домов семейного типа альтернативу уже существующей сложившейся интернатной системе? При нынешнем моральном состоянии общества и материальных возможностях государства это было бы по крайней мере наивностью. Нет, мы исповедуем совершенствование и развитие самых разных структур. Кстати, истина не в единообразии, а в многовариантности и сочетании. В частности, мы поддерживаем — и морально, и материально — идею строительства детского дома промышленного предприятия, своего рода рабочего лицея Кировского электромашиностроительного объединения им. Лепсе. Такой дом гарантирует социальную и профессиональную будущность большой группы детей, со школьной скамьи вовлекая их в ответственный труд, тесно связывая с рабочими коллективами цехов.

Думается, демократические обстоятельства наших дней должны подвигнуть нас задуматься о месте фонда в политической структуре общества.

Теперь, после решений XIX партконференции, она конкретизируется. Защита прав ребенка не может быть любительской забавой. Мы живем и действуем, сплошь и рядом отирая слезы и кровь. Так почему бы обществу не предоставить нам законные права на это несладкое дело? Почему бы подвижникам фонда в районе, области, республике не дать депутатские полномочия, не создать во всех обновленных Советах комиссии по защите прав ребенка? Ведь эти функции не входят в полномочия групп и комиссий по здравоохранению и образованию. Новые депутатские формирования должны иметь, я бы сказал, более гражданские, нравственные, межведомственные и межотраслевые полномочия, а работать они могли бы предельно конкретно, помогая и реальному ребенку, и детству вообще.

Иными словами, депутатское представительство фонда могло бы вооружить нас максимальными возможностями на уровне Советской власти, предоставить нам, общественной организации, возможность оказывать властное влияние и на семью, и на ведомства, когда речь идет о правах ребенка, принимать постоянное участие в создании нового законодательства на эту тему...

Я не рассказал здесь о многом: ни о создании при фонде Союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей, ни о недавно рожденном народном книжном банке, куда люди приносят, присылают книги из личных библиотек, чтобы пополнить библиотеки детских домов и школ-интернатов... О многом не сказано, поскольку слишком многое — по сравнению со сделанным — впереди.

Позади — год. Впереди — будущее. Так давайте же разучимся щадить себя, если надо добиться дела, давайте разучимся жить не спеша, ведь мы так отстали от других, давайте не научимся успокоению и безмятежности, чтобы не оказаться вдруг еще одной, ничего не значащей конторой. Давайте учиться борьбе, неотступчивости, давайте учиться стыду за отсталость. Давайте хорошенько обидимся за своих собственных детей. На себя обидимся. За себя обидимся.