Мы и наши дети. Детский фонд. Детские дома, интернаты, дома ребенка. Социализация сироты или ребенка, лишенного родительского внимания, страница 4

Давайте порассуждаем вместе, займемся арифметикой. У нас в стране около 1,5 тыс. интернатных учреждений. Можно, к примеру, каждому из них дать по 10 тыс.— для ремонта, благоустройства и т. д. Но изменит ли эта инъекция что-нибудь по существу? Ровным счетом ничего. Но давайте умножим 10 тыс. руб. на 1,5 тыс. Собирается сумма в 15 млн, на которую — и этот замысел уже обретает конкретность — мы можем построить круглогодичный мини-«Артек» санаторного типа для воспитанников детских домов всей страны (ведь мы же знаем, что 90 % этих ребят имеют отклонения в здоровье). До возникновения фонда и мысли такой не приходило — создать Всесоюзный центр здоровья для нынешнего сиротства. Но именно в таких подходах найдет воплощение мощь соединенных средств, сама идея Советского детского фонда. Мы как бы плечом к плечу с государственными усилиями, во-первых, создаем собственные материальные ценности, которые обретают форму и авторитет нравственных ценностей народа. Во-вторых, мы, не подменяя государство, помогаем детям. В-третьих, осуществление этих проектов становится помощью детям всех без исключения регионов. Милосердность масс получает вполне конкретное и точное воплощение.

Однако, спросите вы, как же местные проблемы? Могут ли, должны ли быть у Детского фонда региональные программы или это только забота местных отделений? Ответ на вопрос есть, и ответ, мне кажется, убедительный: летом 1988 г. в республиках Средней Азии и Казахстане работал медицинский десант Детского фонда и Минздрава СССР, в который вложено 2 млн народных рублей, постановлением Совета Министров СССР учреждены новые должности в этих регионах — специальные доверенные врачи Советского детского фонда — главные специалисты Минздрава СССР. За три месяца работы интернациональный десант спас от смерти сотни ребятишек. Разве это не результат? И выходит, что такой всесоюзный благотворительный проект полностью адресован детям по существу одного региона. Но он никогда не получил бы того резонанса, будь только лишь региональным...

К чему я веду? Да к тому, попросту говоря, что Детский фонд не имеет права превратиться в ремонтников, в РСУ, которое худо латает большие дыры. Мы не так богаты, чтобы размениваться. Мы должны прежде всего в максимально короткие сроки осуществить реализацию крупных общесоюзных, общенародных проектов для всех детей или для больших региональных групп. Но не надо размениваться, создавая и так называемые местные программы. Приведу лишь один пример осуществления местного проекта, который по своему масштабу становится поистине всесоюзным. В Оренбурге в результате настойчивой активности председателя отделения фонда профессора М. Н. Рахмановой «штурмом взято» пятнадцатиэтажное административное здание, к которому обком партии готов прибавить прилегающий Дом политпросвещения. Сейчас идет срочное перепроектирование, найдем деньги для оснащения, и в городе, где детское здравоохранение не на большой высоте, возникнет Центр здоровья Детского фонда. Как-то язык не поворачивается такой масштабный комплекс назвать местным проектом...

Теперь — о детских домах, домах ребенка, школах-интернатах. По сути здесь у пас складывается комплексная программа, которую предлагаем назвать «Теплый дом». Повторим для тех, кто не знает: Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31 июля 1987 г., которое вырабатывалось с участием Детского фонда, тогда еще не существовавшего де-юре, по активно участвующего де-факто, интернатным учреждениям прибавлено 400 млн руб. в год. Отдельной строкой выделено в государственном плане строительство детских домов, и эта сумма измеряется миллионами, но, несмотря на решения, осваивается позорно плохо. К государственным вложениям надо прибавить нашу общественную настырноетъ, критичность, гласность. И это тоже форма вложения, да еще какая! Иными словами, едва ли не на первый план в программе «Теплый дом» мы должны выдвинуть критическое осмысление того, как реализуется данное государством. Как тратятся средства? Насколько разумно? Не загнали ли строители и местные органы в привычно задние ряды такие долгожданные объекты?