Оценка конкурентоспособности оптовой фирмы. Анализ маркетинговой деятельности оптовой фирмы. Оценка основных конкурентов оптовой фирмы, страница 3

На рисунке 1 представлено как данные компании будут располагаться на стратегической карте конкурентов, где за основные критерии взята близость ассортимента конкурентов к ассортименту «» (количество совпадающих товарных категорий), уровень цен в сравнении с «». Величина пузырьков означает объем товарных групп, представленных в ассортименте. На карте выше располагаются те компании, у которых выше уровень цен.

Нужно отметить, что по ассортименту к «» ближе всего компании «Континент ДВ», «Димант» и «Конкорд ДВ». Значительно уже ассортимент у «Кельт», «Восток МП», «Континент» и «Алейскзернопродукт». Последняя компания вместе с «Реал-Трейд» нацелена на крупных  покупателей.

Исходя из рисунка можно предположить, что компании «Кельт» обладает низкой конкурентоспособностью, поскольку ее ассортимент узок, а уровень цен высок. Во всяком случае это должно быть справедливо при сравнении с ООО «».

Рис. 1 – Стратегическая карта конкурентов ООО «»

Для анализа конкурентоспособности компаний были выбраны наиболее значимые критерии-составляющие комплекса маркетинга по группам «4Р». Товару, цене, продвижению и сбыту присвоены весовые коэффициенты: 4, 5, 0,5 и 0,5 соответственно на основе данных опроса некоторых клиентов компании «».

Товаром для оптовых компаний является их ассортимент. Для оценки ассортимента выбрана шкала от 1 до 5, где 5 присваивалась компаниям, у которых рассматриваемый показатель был выше, чем у рассматриваемых конкурентов, а 1 – тем, у кого ниже.

При оценке цены нужно оценить уровень цен в сравнении с конкурентами, предоставляемые скидки и другие условия сделок. Здесь использовалось три шкалы: от 1 до 5 – чтобы оценить уровень цен (при этом 5 присваивалась компании с низким уровнем цен, а 1 – с высоким), от 1 до 3 – чтобы оценить предоставляемые скидки (1 – скидки не предоставляются, 2 – скидки предоставляются в индивидуальном порядке, 3 – существует система скидок и она известна), и от 1 до 2 – чтобы оценить наличие системы отсрочки платежа (1 – нет отсрочки платежа, 2 – отсрочка платежа предоставляется).

Для оценки продвижения были выделены следующие критерии: наличие у компании собственного сайта, наличие информации о компании электронных базах данных («TradeVISA»,  «5RUBLEY», «Adwin» и других), в телефонных справочных службах «516» и «063», наличие рекламы этих компаний в отраслевых журналах «ТУЦ» и «Оптовик», наличие приемлемого уровня обслуживания по телефону (консультирование по вопросам расположения склада, доставки, минимального уровня заказа, реагирование на запрос прислать прайс-лист и другое), наличие приемлемого уровня обслуживания на складе (квалификация торгового персонала, вежливость, умение предложить товар и другие составляющие личных продаж), наличие рекламных растяжек, вывесок и указателей на оптовой базе. При наличии перечисленных пунктов компания получала «+», при отсутствии: «-». Количество «+» указывает на то, насколько активно компания продвигает себя на рынке.

Для оценки сбыта были выделены следующие важные составляющие: удобство местоположения склада компании, внешний вид склада, наличие погрузочно-разгрузочной техники, скорость выполнения заказов, уровень товарных запасов на складе и осуществляется ли доставка по городу. Данные составляющие оценивались по шкале от 1 до 3, где 3 получала фирма, если она имеет удобное местоположение для клиентов (в данном случае несколько складов в разных частях города), привлекательный внешний вид склада (выделяется среди конкурентов, на складе порядок, оставляет приятное впечатление), имеет машины-погрузчики или осуществляет бесплатную доставку по городу. Если склад фирмы расположен далековато (но рядом сконцентрированы другие склады), склад выглядит приемлемо, но особо не выделяется среди конкурентов, для погрузки используется эстакада или доставка по городу осуществляется, но за отдельную плату – фирма получала 2. Если местоположение можно назвать неудобным, внешне склад никак не выделяется среди конкурентов, для погрузки не используется ни погрузочно-разгрузочная техника, ни эстакада и доставка по городу не осуществляется – фирма получала 1.