По количеству зубчатых передач все три варианта эквивалентны (требуют по 7 пар зубчатых колес). Варианты 1 и 2 требуют для своей реализации 4-х валовой конструкции, вариант 3 – 3-х валовой. Поэтому 3-й вариант по количеству валов был бы не полным, так как не рассмотрена возможность применения многоскоростного электродвигателя. Из представленных вариантов только вариант 2 позволяет применить 2-х скоростной электродвигатель (при этом группа из 3-х передач должна быть основной, электродвигатель – 1-й переборной, т.к. 1,263 = 2).
Механическая часть привода в этом случае будет иметь структуру Z = 3 х 2, требует всего 5-ти пар зубчатых колес при 3-х валовой конструкции. Следовательно, в данном случае наиболее рациональной является кинематическая структура варианта 2.
Пример 2. Спроектировать привод с диапазоном регулирования D = 31,5 и знаменателем φ = 1,26
Для получения указанного диапазона необходимо 16 ступеней. Возможные варианты кинематических структур следующие:
1) Z = 2 х 2 х 2 х 2
2) Z = 4 х 2 х 2
3) Z = 2 х 4 х 2
4) Z = 2 х 2 х 4
5) Z = 4 х 4
Все варианты требуют 8-ми пар зубчатых колес, т.е. по этому критерию являются эквивалентными. Наибольшее количество валов (5) требует 1-й вариант, наименьшее (3) – 5-й вариант. Следовательно, по этому показателю предпочтительным является вариант 5. Однако вариант (5) вообще реализовать нельзя, т.к. диапазон регулирования последней переборной более 8. Вариант 4 можно реализовать только при условии, что группа из 4-х передач не будет последней переборной. Все оставшиеся варианты (2, 3, 4) не позволяют применить многоскоростной электродвигатель и являются равнозначными.
Имея в своем расположении 8 пар зубчатых колес можно применить кинематическую структуру вида Z = 3х3х2. По количеству валов и зубчатых колес эта структура эквивалентна ранее рассмотренным, но позволяет при этом в 1,58 раза увеличить диапазон регулирования и, следовательно, является предпочтительной. Кроме того, последний вариант позволяет применить 3-х скоростной электродвигатель. Механическая часть привода в этом случае будет иметь структуру Z = 3х2, требует всего 5-ти пар зубчатых колес при 3-х валовой конструкции.
Таким образом, проведенный анализ позволил выявить наиболее рациональную для данного случая кинематическую структуру.
При анализе возможных вариантов конструктивного порядка расположения и кинематического порядка распределения предпочтение отдается тем вариантам, которые обеспечивают более высокую быстроходность промежуточным валам привода. Это позволяет уменьшить крутящие моменты на этих валах, что в свою очередь уменьшает диаметры валов и модули зубчатых передач, снижает материалоемкость и габариты приводов.
Определение чисел зубьев зубчатых колес. Числа зубьев должны быть выбраны таким образом, чтобы обеспечить передаточные отношения всех передач согласно графику чисел оборотов. Погрешность Δ при этом не должна превышать величины
Δ = ±10 (φ – 1), % (33)
Определение чисел зубьев одиночных передач затруднений не вызывает и поэтому не рассматривается.
В групповых передачах, как правило, модуль зубчатого зацепления в пределах одной множительной группы принимают постоянным. В этом случае можно записать
Zi + Zi' = Sz = const(34)
| 
   где Zi и Zi' –  | 
  
   соответственно числа зубьев ведущего и ведомого колес пары.  | 
 
Передаточные отношения этих пар равны
                                               (35)                                         
Из уравнений (34) и (35) получим
                                     (36)
                                      (37)
Определение Sz производится обычно методом наименьшего общего кратного. Положим
                                                 (38)
где аi и bi – взаимно простые числа.
Тогда
                                  (39)        
Первоначально за величину Sz принимают наименьшее общее кратное величин (аi+bi). Если при этом число зубьев меньшего колеса окажется недопустимо малым (Zmin ≥ 18), то полученную величину Sz увеличивают в целое число раз.
Рекомендуемые значения чисел аi и bi для знаменателей φ = 1,26 и φ = 1,41 приведены в таблице 5.
Таблица 5 – Рекомендуемые значения чисел аi и bi
| 
   ii φ  | 
  
   φ0  | 
  
   φ-1  | 
  
   φ-2  | 
  
   φ-3  | 
  
   φ-4  | 
  
   φ-5  | 
  
   φ-6  | 
 
| 
   1,26  | 
  
   1/1  | 
  
   4/5  | 
  
   7/11  | 
  
   1/2  | 
  
   2/5  | 
  
   5/16  | 
  
   1/4  | 
 
| 
   1,41  | 
  
   1/1  | 
  
   5/7  | 
  
   1/2  | 
  
   19/53  | 
  
   1/4  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
 
Для повышающих передач аi и bi меняют местами. Пример. Определить числа зубьев для 4-х ступенчатой множительной группы со знаменателем φ=1,26 со следующими передаточными отношениями
| 
   ii  | 
  
   аi/bi  | 
  
   (аi + bi)  | 
  
   Zi/Zi'  | 
 
| 
   i1 = φ0  | 
  
   1/1  | 
  
   (1 + 1) = 2  | 
  
   27 : 27  | 
 
| 
   i2 = φ-1  | 
  
   4/5  | 
  
   (4 + 5) = 9  | 
  
   24 : 30  | 
 
| 
   i3 = φ-2  | 
  
   7/11  | 
  
   (7+11) = 18  | 
  
   21 : 33  | 
 
| 
   i4 = φ-4  | 
  
   1/2  | 
  
   (1 + 2) = 3  | 
  
   18 : 36  | 
 
Наименьшим общим кратным будет 18. Наименьшее число зубьев равно

![]()
Исходя из условия
                                ![]()
Имеются таблицы для подбора чисел зубьев зубчатых колес по известным передаточным отношениям. Эти таблицы приведены в приложении Б.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.