Номинальные технические данные электродвигателя. Функциональная схема якорного канала двухзонной системы автоматического управления с подчиненными контурами регулирования токов якоря и возбуждения двигателя постоянного тока независимого возбуждения, страница 6

Если же ξ ≥1, то рассматриваемое звено является апериодическим 2-го порядка и оно может быть представлено двумя апериодическими звеньями 1-го порядка с передаточной функцией в виде:

TэмΣр/ RяΣ ,

(Т1р +1)(Т2 р +1)

где Т1,2  = Т (ξ ±    ξ2 −1) – новые постоянные времени.

В этом случае преобразованная структурная схема контура регулирования тока якоря (рис. 3.2) примет вид, представленный на  рис. 3.3.

Рис. 3.3. Структурная схема контура регулирования тока якоря  к примеру синтеза регуляторов якорного канала

Обычно постоянные времени Ттп, Тдт, Т2 являются малыми, поскольку Т1 превышает их более, чем на порядок.

Тогда, следуя рекомендациям п. 2.5, запишем передаточную функцию регулятора тока как

Kрт(Т1р +1)

                                            Wрт(р) = 2 ,                           (3.3)

р

RяΣ           – коэффициент передачи регулятора где Kрт =

Kтп ⋅ТэмΣ ⋅ Kдт ⋅2ТμΣ1

тока якоря, а Тμ∑1 = Ттп + Тдт + Т2 – суммарная малая постоянная времени контура регулирования тока якоря.

3.2. Синтез регулятора в контуре  регулирования скорости

Поскольку синтез регуляторов в САУ подчиненного регулирования ведется последовательно от внутреннего контура к внешнему, то с помощью правил преобразования структурных схем (Приложение 2) свернем контур регулирования тока якоря (рис. 3.3) до одного звена с учетом синтеза (3.3).

Передаточная функция прямого канала контура тока якоря:

1

                   Wкт.п(р) = .

2Кдт(Ттп +Тдт +Т2 )р(Ттпр +1)(Т2 р +1)

Тогда передаточная функция замкнутого контура тока якоря:

(Тдтр +1)/ Кдт

            Фкт(р) =  .

2(Ттп +Тдт +Т2)р(Ттпр +1)(Т2 р +1)(Тдтр +1) +1

С целью получения регулятора скорости, простого в реализации и удобного в настройке, упростим полученную передаточную функцию до апериодического звена 1-го порядка:

                                                                                 1/ Кдт                                 1/ Кдт

                                         Фкт(р) ≈     =      2(Ттп +Тдт +Т2 )р +1    2ТμΣ1 р +1

В этом случае структурная схема контура регулирования скорости принимает вид, показанный на рис. 3.4, и по рекомендациям п. 5 регулятор скорости будет иметь следующую передаточную функцию при условии, что все постоянные времени Тф, Ттг, 2Тμ∑1 являются малыми,

                                                                                           KlnJΣ                    = Kрс,              (3.4)

                                              Wрс(р) = KeФвN KтгKФ ⋅2ТμΣ2

где Тм∑2 = Тф + Ттг +  2Тм∑1 – суммарная малая постоянная времени контура регулирования скорости; Kрс – коэффициент передачи регулятора скорости.

Обобщая результаты синтеза регуляторов (3.3) и (3.4), представим исходную схему канала (рис. 2.2) в конкретном виде (рис. 3.5).

Статическим и динамическим расчетом этой схемы в  дальнейшем проверяется правильность синтеза регуляторов.

3.3. Проектирование электрической схемы регулятора

Пусть для рассмотренного выше примера по заданию на проект и после анализа технического задания было получено:

 Kдт = 0,1 В/А; KфKтг = 0,08 Вс; Kтп = 20; Rя∑ = 0,8 Ом; Тя∑ = 0,005 с;       Тэм∑ = 0,05 с; Ттп = 1 · 10–3 с; Тдт =  1 · 10–3с.

Тогда для расчета передаточной функции регулятора тока якоря по выражению (3.3) дополнительно найдем согласно соотношений

(3.1) и (3.2):

                                            Т = 0,0158 с; ξ = 1,58.

Поскольку ξ > 1, то можно вычислить новые постоянные времени ДПТ НВ:

                                      Т1 = 0,0443 с;   Т2 = 0,0056 с.

Из полученного видно, что в контуре тока большая постоянная времени   Т1 = 44,3 · 10–3с, а суммарная малая постоянная времени 

                   Т∑1 = Тпт + Тдт + Т2 = (1 + 1 + 5,6) 10–3 = 7,6 · 10–3 с.

Передаточная функция регулятора  тока в соответствии с (3.3):