Исследование полупроводниковых диодов, тиристоров и транзисторов. Принципы работы диодов, стабилитронов тиристоров и транзисторов на основе их вольтамперных характеристик, страница 11

Сделайте отсечки временных интервалов с помощью штрихпунктирных линий, как показано на рисунке. Подайте питание на стенд, а затем проделайте следующие действия: а) с помощью провода установите необходимый логический уровень на входе D триггера (для данного временного интервала); б) с помощью кнопки SB установите необходимый логический уровень на входе С триггера (нажмите или отпустите кнопку в зависимости от значения сигнала на входе С для данного временного интервала); в)  в соответствии с показаниями светодиода для каждого временного интервала зарисуйте форму сигнала на выходе Q триггера. Разберите схему.

2.3. Т – триггер (рис. 4.1, в)

Соедините точки 8 и 19; 18 и 23; 22 и 24. Зарисуйте заготовку времяимпульсной диаграммы, как показано на рис. 4.4.

Рис. 4.4

Для формирования последовательности импульсов на входе С триггера понажимайте на кнопку SB. Проследите за состояниями светодиода и зарисуйте сигнал, получаемый на выходе Q триггера. Разберите схему.

3. Исследование цифровых счетчиков (рис. 4.1, г)

3.1. Двоичный реверсивный счетчик в режиме прямого счета

Соберите схему: 8 и 13; 14 и 12; 9 и 15. Зарисуйте заготовку таблицы состояний (табл. 4.3).

Таблица 4.3

№ импульса

HL4

HL3

HL2

HL1

0

0

0

0

0

Нажимая на кнопку SB, добейтесь показания логических «0» на светодиодах HL1-HL4. Подавая счетные импульсы с помощью кнопки SB, заполните таблицу состояний.

3.2. Двоичный реверсивный счетчик в режиме обратного счета

Не разбирая предыдущую схему, поменяйте местами провода в точках 13 и 14. Подавая счетные импульсы с помощью кнопки SB, заполните таблицу состояний, аналогичную табл. 4.3, начиная со всех «1». Разберите схему.

3.3. Двоично-десятичный счетчик

Соберите схему: 8 и 13; 12 и 14; 15 и 25. Подавая счетные импульсы с помощью кнопки SB, заполните таблицу состояний, аналогичную табл. 4.3. Разберите схему.

4.  Исследование функциональных элементов для формирования импульсов

4.1.  Формирователь коротких импульсов (рис. 4.2, а)

Соберите схему: 8 и 5; 16 и 24. Зарисуйте заготовку времяимпульсной диаграммы, как показано на рис. 4.5.

 

Рис. 4.5

С помощью кнопки SB подайте единичный импульс на вход схемы. Проследите, что происходит со светодиодом. Зарисуйте форму сигнала на выходе Q схемы. Разберите схему.

4.2.  Одновибратор (формирователь синхронизирующих  импульсов) (рис. 4.2, б)

Соберите схему: 8 и 17; 21 и 24. Зарисуйте заготовку времяимпульсной диаграммы, как показано на рис. 4.6.

Рис. 4.6

При поданном питании с помощью кнопки SB подайте единичный импульс на вход схемы. Проследите, что происходит со светодиодом. Зарисуйте форму сигнала на выходе Q1 схемы (т. 21). Проделайте то же самое для выхода Q2 схемы, переключив провод из т. 21 в т. 26. Разберите схему.

4.3. Мультивибратор (генератор импульсов) (рис. 4.2, в)

Соберите схему: 17 и 26; 21 и 24. При поданном питании проследите, что происходит со светодиодом. Зарисуйте форму сигнала на выходе Q схемы. Подсчитайте количество колебаний мультивибратора за 100 секунд. Рассчитайте частоту f и период Т колебаний мультивибратора. Повторите опыт еще два раза и вычислите среднее значение периода Т. Разберите схему.

5. Элемент задержки (реле времени)

Соберите схему: 25 и 24; 3 и 24; 17 и 26; 21 и 4; 7 и 13; 6 и 15; 2 и 8. С помощью преподавателя зарисуйте функциональную схему элемента задержки. При поданном питании и нажатой кнопке SB дождитесь срабатывания схемы (по светодиоду HL5). Используя ручной секундомер (например, в сотовом телефоне), определите время срабатывания схемы tз. Повторите опыт еще пять раз и вычислите среднее значение времени tз. Сравните полученное значение tз с теоретическим значением, составляющим 10Т, где Т значение периода, полученное из предыдущего опыта. Вычислите относительную погрешность и разберите схему.