Теория телефонных сообщений. Потоки вызовов, нагрузка показатели качества обслуживания. Теория телефонных сообщений. Потоки вызовов, нагрузка показатели качества обслуживания, страница 4

Качество обслуживания абонентов не должно опускаться ниже допустимого предела, поэтому число обслуживающих устройств  рассчитывается на основе наибольших значений интенсивности нагрузки. Час, в течении которого телефонная нагрузка максимальна, называется часом наибольшей нагрузки (ЧНН).

Рис.7.2.1. График распределения нагрузки

YЧНН – нагрузка в час наибольшей нагрузки (ЧНН).

Отношение нагрузки в ЧНН – YЧНН – к YС – суточная нагрузка от той же группы абонентов – коэффициент концентрации нагрузки.

К – характеризует неравномерность её распределения (нагрузки) по часам суток. Теоретически он может принимать значения в интервале от 1/24 (когда интенсивность постоянной нагрузка распределена равномерно) до 1(когда вся суточная нагрузка поступает в ЧНН).

В большинстве случаев К = 0,07 0,2

Средство связи используется более эффективно в том случае, когда нагрузка распределяется более равномерно. Для выравнивания нагрузки применяются ряд методов:

1. Абоненты объединяются в большие группы так, чтобы создаваемые ими вызовы образовывали общие потоки: чем больше источников вызовов, тем меньше колебания интенсивности потока относительно среднего значения.

2. В одну группу включают абонентов различных категорий, создающих наибольшую нагрузку в различные часы суток.

Рассмотрим распределение нагрузок от двух групп абонентов  (кривые 1 и 2) на рис.7.2.2 и распределение суммарной нагрузки при слиянии двух групп в одну (кривая 3).

Рис.7.2.2. Графики объединения нагрузок

Поскольку суточные нагрузки при слиянии суммируются YC3 = YC1+YC2, то коэффициент концентрации нагрузки К3 = YЧНН3/YC3 меньше по крайней мере наибольшего из значений К11=YЧНН1/YC1) и К2 2=YЧНН2/YC2).

3. Введение льготных тарифов в период, когда нагрузка мала устанавливают более низкие цены.

Это приводит к перераспределению вызовов : абоненты откладывают передачу менее срочных сообщений на время действия льготного тарифа. Введение льготных тарифов требует определенных материальных затрат и оправдано в тех случаях , когда требуется добиться высокого использования дорогостоящего оборудования, например междугородних каналов связи.

Для расчета числа обслуживающих устройств необходимы достоверные данные о телефонной нагрузке. Эти данные могут быть получены в результате измерений на действующей сети. Измерения выполняются на коммутационных узлах. В АТС с программным управлением имеются средства для измерения нагрузки, в АТС электромеханической системы необходимо использовать специальное оборудование. Основой для расчета числа обслуживающих устройств является среднее значение нагрузки в ЧНН для 30 наиболее загруженных дней в году, поэтому измерения необходимо организовывать в наиболее нагруженные месяцы года, дни недели и часы суток.

Второй учебный вопрос

Дисциплина обслуживания вызовов

Дисциплина обслуживания вызововпрежде всего определяет реакцию системы распределения информации на вызов, поступающий в момент, когда его обслуживание не возможно из-за занятости обслуживающих устройств.

Реакция системы распределения информации зависит от принятой в дисциплины обслуживания.

Различают системы:

1. Система с потерями – при занятости обслуживающих устройств абонент получает отказ (слышит сигнал занятости) и вынужден прекратить вызов (дать отбой).

2. Система с ожиданием  - если абонент получает возможность дождаться освобождения обслуживающего устройства, после чего для него устанавливается соединение.

3. Комбинированная система – предусматривает ожидание или отказ в зависимости от условий. В системе с ограниченным числом мест ожидания абонент получает отказ, если все места, предусмотренные в системе для ожидающих вызовов уже заняты. В системе с ограниченным временем ожидания вызов теряется, если он не был обслужен в течении заданного времени.

Дисциплина обслуживания определяет наличие или отсутствие приоритетов:

1. Дисциплина с приоритетами которой поступающие вызовы делятся на категории, и вызовы более высокой категории при обслуживании имеют преимущество перед вызовами более низкой категории (чаще используется в сетях оперативно-технологической связи);