Подшипники качения скольжения. Монтаж. Подготовка к монтажу. Монтаж подшипников. Подшипники с цилиндрическим отверстием, страница 6

Демонтаж

Демонтаж подшипников следует осуществлять без повреждения как самих подшипников, так и сопряженных частей. Если после разборки устройства планируется продолжать использовать подшипники, то усилия по их снятию не должны передаваться через тела качения. В случае разборных подшипников одно из колец вместе с телами качения и сепаратором можно вынуть независимо от другого кольца. Демонтаж неразборных подшипников следует начинать со снятия кольца с наименее плотной посадкой.

Подшипники с цилиндрическим отверстием

Подшипники небольших размеров снимаются с вала легким постукиванием молотка по изготовленной из легких металлов установочной оправке, которая перемещается за окружностью кольца подшипника. Для демонтажа более крупных подшипников обычно применяются съемники различных типов: съемники с механическим приводом и с гидравлическим приводом (см. рис. 12). Стержни съемника упирают непосредственно в торец снимаемого кольца или смежной детали. Можно воспользоваться съемниками с демонтажными кольцами или с полукольцами, а также трехстержневыми винтовыми съемниками.

Чтобы упростить процесс демонтажа в будущем, конструкторам следует обеспечить наличие пазов на валу или в заплечиках корпуса под установку съемных приспособлений или стяжных колец-буртиков. Внешнее кольцо будет легче выниматься из корпуса, если в последнем имеются резьбовые отверстия для вворачивания упорных винтов.

В общем случае, усилие для демонтажа подшипника намного превосходит усилие по его установке, поскольку со временем кольцо сжимается, а также ввиду возможного появления фреттинг-коррозии (коррозии при трении) и микросцеплений металлов кольца и вала.

Демонтаж посаженных с натягом подшипников больших размеров обычно требует значительных усилий. Серьезно облегчить этот процесс может использование метода подачи масла под давлением к посадочной поверхности. Само собой разумеется, что наличие необходимых для этой цели каналов и распределительных канавок для масла должно быть предусмотрено на этапе проектирования подшипникового узла.

Подшипники с коническим отверстием

Демонтаж подшипников, установленных на закрепительной втулке, начинается с ослабления стопорной гайки и откручивания ее на несколько оборотов. После этого при помощи специальной промежуточной детали-выколотки и молотка следует ослабить посадку между втулкой и подшипником (см. рис. 13). При использовании пресса следует подпереть закрепительную втулку или ослабленную гайку и выдавить подшипник с закрепительной втулки.

Демонтаж стяжной втулки смонтированного подшипника начинается со снятия элементов осевого крепления (гайки вала, упорной шайбы, торцевой крышки и т.п.), после чего стяжная гайка навинчивается на резьбу втулки до ослабления посадки втулки в кольце подшипника (см. рис. 14). Если резьбовая часть втулки выступает за пределы шейки вала, то

Демонтаж

для защиты резьбы от повреждения при навинчивании гайки в отверстие втулки необходимо вставить укрепляющее кольцо. В сложных случаях, особенно при демонтаже подшипников большого размера, может быть полезно использование съемных гаек с дополнительными упорными болтами (см. рис. 15). Между внутренним кольцом и упорными болтами вставляется шайба.

Если подшипник примыкает к стопорному кольцу, то простейшим способом демонтажа стяжной втулки является использование насоса с кольцевым поршнем (см. рис. 16). 

Наиболее простым и надежным способом демонтажа подшипников, установленных на конической шейке вала или на конусных втулках, является использование гаек с гидравлическим приводом или метода подачи масла под давлением в зону контакта внутреннего кольца и вала

(гидравлическое распирание) (см. рис. 17, 18). Когда в зону контакта поступает находящееся под высоким давлением масло, плотная посадка быстро ослабевает, и подшипник можно легко снять с шейки вала.

Гидравлический метод приемлем как для цилиндрической, так и для конической посадок. В обоих случаях на валу должны иметься каналы и канавки для подачи масла, а также соединительные резьбы. Закрепительные и стяжные втулки больших размеров должны иметь соответствующие канавки и отверстия.

Необходимо помнить, что, когда между коническими посадочными поверхностями накачивается масло, соединение мгновенно освобождается. Для предотвращения несчастных случаев при демонтаже нужно ограничить осевое перемещение подшипника или стяжной втулки стопорной гайкой, закреплением втулочной гайки или упором.