Деформации (изменения формы) в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок, прядей, сердечника, раздавливание прядей, заломов, загибов, страница 8

Важная составляющая обеспечения безопасной эксплуатации канатов — их прочностные испытания на канатно-испытательных станциях (КИС). Отрезки канатов подвергаются испытаниям на КИС перед навешиванием каната, однако лифтовые канаты лишены этой проверки в процессе эксплуатации.

Все три метода контроля за состоянием канатов взаимно дополняют друг друга, обеспечивают необходимую безопасность их эксплуатации при тщательном соблюдении требований к организации и процедурам контроля. Очевидно, что осмотр и дефектоскопия относятся к неразрушающим методам контроля канатов, а испытания на КИС — к разрушающим. Осмотр каната (визуальный контроль) — наиболее прост в реализации, дает прямые результаты и поэтому широко применяется. Конечно, он имеет недостатки.

Главный из них — невозможность количественной оценки степени износа. Предельно допустимое значение потери сечения каната по металлу — один из базовых критериев браковки канатов, другой — предельно допустимое значение количества обрывов проволок на шаге свивки. Визуальный контроль не позволяет обнаруживать обрывы проволок внутри каната. Разрушающие испытания отрезков каната на КИС определяют его прочность, т.е. дают прямой результат. Однако этот результат относится не ко всему канату, а только к испытанному отрезку.

Таким образом, целесообразна полная или частичная замена повторных разрушающих испытаний канатов на КИС неразрушающим контролем с помощью дефектоскопов.

Инструментальный контроль канатов с помощью современных дефектоскопов позволяет достаточно точно измерять потери сечения каната, а также определять число обрывов проволок на шаге свивки как на поверхности, так и внутри каната. Кроме того, дефектоскопия дает объективные данные о результатах контроля - дефектограммы и протоколы. Сравнивая дефектограммы, полученные при периодических обследованиях, можно прогнозировать остаточный ресурс каната на основании данных о динамике его износа.

Дефектоскопия позволяет не только своевременно заменять износившиеся канаты, но и продлевать предельный срок службы тех, которые признаны годными

по результатам контроля в соответствии с требованиями Правил. По мере накопления опыта дефектоскопии канатов при эксплуатации лифтовых установок можно изменить на отдельных объектах регламент визуального надзора за канатами. Действующий регламент установлен правилами вне зависимости от технического состояния каната и времени его эксплуатации. Представляется возможным порядок, при котором регламент для конкретных установок устанавливает специализированная организация, имеющая соответствующее Разрешение или лицензию Проматомнадзора РБ, изменяя его в зависимости от состояния канатов при достижении промежуточных показателей износа, на основании анализа результатов дефектоскопии и тщательной визуальной проверки. При этом следует также учитывать тип, конструкцию и диаметр каната, вид и назначение лифтовой установки, условия окружающей водовоздушной среды и т.д.

При решении вопроса о продлении срока службы канатов необходимо учитывать наличие обрывов проволок, используя для этого инструментальные методы дефектоскопии. Применение измерителя износа стальных канатов типа ИИСК не позволяет обнаружить обрывы проволок, а, следовательно, и решить вопрос о продлении срока службы канатов. Поэтому для этих целей должны применяться приборы, допущенные Проматомнадзором РБ к эксплуатации в установленном порядке.

Сравнительные промышленные испытания, проведённые на 20 канатах различной конструкции с помощью приборов ИИСК-5 и "ИНТРОС" показали идентичность показаний приборов при определении потери сечения канатов, однако прибор ИИСК-5 не определяет локальные дефекты каната в виде обрывов проволок, прядей, коррозии и т.д.