Население Древнего Мира. Средние века и Белоруссия. Развитие союзнических отношений между ВКЛ и Польской Короной в XIV – XV вв, страница 4

Вместе с тем в археологических памятниках радимичей зафиксированы и балтские элементы. Широко были распространены шейные гривны с заходящими концами, с завершающими розеткообразными бляхами. К балтским элементах в курганах радимичей относятся и браслеты со стилизованными змеиными головами на концах, бронзовые спиральки, костяные привески в виде уточек, звездообразные (лучистые) пряжки. Балтские элементы заментны   и в погребальном обряде радимичей. Значительное количество погребений свидетельствует о сохранении у радимичей также балтской традиции расположения умерших мужчин к востоку.

О формировании радимичей в результате славяно-балтского синтеза на месте их проживания, вероятно, свидетельствует и их название. Летописная легенда о происхождении радимичей  от мифической личности Радима, который якобы был их предком, прородителем, скорее отражает библейское мировоззрение автора этой легенды, чем действительный исторический процесс. И человечество, и этнос не происходят от одного человека. Их предками является группа людей, часто весьма значительная, а не один человек. Скорее существование определённого этноса порождает легенды о его предке, и название этого этноса также рождает легенды с целью объяснить его происхождение. Здесь мы встречаемся с типичным примером мифотворчества, этногенетическим мифом. Название радимичей, как и дреговичей, вероятно, славяно-балтское. Его основа – балтская, а окончание – славянское. Наибольшую близость термин «радимичи» обнаруживает с балтскими (литовскими) терминами radimas – нахождение, radimviete –местонахождение. У них - общая основа (радим), различаются только окончания. Название этнической общности радимичей имеет славянское окончание  (ичи). Предположение о балтских истоках термина «радимичи» без анализа конкретного лексического материала было ранее высказанно Г.А. Хабургаевым. В своём труде «Этнонимика «Повести временных лет» он отмечал древнюю традицию именовать термины с окончаниями – «ичи» ассимилируемые славянами «инородческие» этнические группы. Генетическая связь летописных радимичей с давним балтским населением в Посожье не вызывает у него сомнений, что дало ему основание в общей форме предположить, что термин «радимичи» образован от исторически более раннего названия балтской этнической общности, которая была славянизирована к IX - X векам.

Таким образом, в формировании радимичей, характере их культуры есть общие черты с дреговичами. В формировании и первых, и вторых приняло участие как славянское, так и балтское население. Но между ними имелись и некоторые различия. Балтских элементов в культуре радимичей было больше, чем в культуре дреговичей. Очевидно, в формировании радимичей принимала участие большая группа балтов. Балтский субстрат у радимичей выражен сильнее.


Кривичи

Кривичи проживали к северу от радимичей и дреговичей. Западная граница их на территории Беларуси проходила вдоль Освейского озера, затем опускалась на юг, пересекала Западную Двину близ устья Дриссы. Отсюда она шла к бассейну Десны (левому притоку Западной Двины). Самым западным кривичским поселением в этом районе был Браслав. На севере и востоке граница кривичей проходила за пределами территории Беларуси. Они занимали на только север Беларуси, но и соседние районы Подвинья и Поднепровья (Псковщину и Смоленщину). В «Повести временных лет» указывается  что «кривичи иже седят на верх Двины, и на верх Днепра». Археологическими памятниками кривичей  являются круглые (полусферические) курганы (как и дреговичей и радимичей) и длинные курганы. Длинные курганы содержат обычно по несколько захоронений по обряду трупосожжения. Этническая принадлежность длинных курганов определялась по-разному. Их называли то славянами, то финнами, то литовцами. Больше всего аргументов выдвигается в пользу славянской атрибуции племён, оставивших эти памятники. Они сводятся к следующему. Ареалы длинных курганов в целом совпадают с летописной территорией кривичей. Хронологически они соответствуют периоду существования славянских племенных союзов и непосредственно смыкаются с эпохой Киевской Руси.