Население Древнего Мира. Средние века и Белоруссия. Развитие союзнических отношений между ВКЛ и Польской Короной в XIV – XV вв, страница 2

Из-за недостаточных летописных сообщений для воссоздания ранней истории славян, особенно в решении вопросов о их происхождении, историки стремились привлекать максимум сведений древних источников, содержащих прямые или косвенные сведения о славянах (труды Геродота, Плиния, Тацита Птолемея, Иордания, Прокопия Кессарийского, Константина Багрянородного, Титмара Мерзебурского, арабских авторов).

Автор «Повести временных лет» – самый древний историограф славянских племён, сообщивший об их переселении (дреговичей, радимичей, кривичей) в числе восточнославянских племён с Дуная и расселения их на территории Восточной Европы.


Дреговичи

Одна  из славянских группировок, расселившаяся  на севере до Свислочи и на востоке до Днепра, позже выступает как племенной союз дреговичей. Согласно «Повести временных лет», дреговичи заняли территорию «меж Припятью и Двиной» («седоша межю Припятью и Двиною и нарекошася дреговичи»). В процессе расселения и после него славяне смешивались с местным балтийским  населением. Признаки такого смешения достаточно хорошо прослеживаются и в археологическом и антропологическом материалах. Так, В.В. Седов отмечает, что у дреговичей , расселившихся к северу от Припяти, сформировались такие элементы в обряде захоронения, которых нет у дреговичей более южных районов: это встречающиеся здесь погребения с восточной ориентацией костяков, наличие зольно-угольной прослойки в кургане. Возможно, эти элементы были заимствованы у балтийского населения в результате энергичных ассимиляционных процессов.

В антропологическом материале также отмечаются заметные различия между северными и южными дреговичами. Северные были близки к так называемому балтийскому широколицему антропологическому типу,  южные – узколицы и узконосы.

Дреговичи проживали на большей части южной и значительной части средней Беларуси. Как свидетельствуют археологические материалы, южная граница дреговичей проходила южнее Припяти. От соседней этнической общности древлян дреговичей отделяли здесь болотистые районы. Восточной границей территории дреговичей было поречье Днепра. Поселения дреговичей сосредотачивались преимущественно на правом берегу Днепра. Северная граница их проходила примерно по водоразделу рек Друти и Березины, а северная по линии, идущей через Борисов и Заславль. На западе дреговичи занимали верховья Неманского бассейна.

В культуре дреговичей преобладали славянские элементы. Язык их был славянский.  Славянскими являлись такие элементы их культуры, как крупные металлические бусы, покрытые зернью, перстнеобразные височные кольца. Славянской была и дреговичская керамика, серпы, ножи, кресала, а также монетообразные привески. Славянские элементы характерны и для погребального обряда дреговичей. Умерших клали на костёр обычно головой к западу. Особенно отчётливо славянские черты выражены в археологических памятниках дреговичей, расположенных в южной их территории – в районах, находящихся южнее реки Припяти, а также в её поречье.

К элементам культуры дреговичей, воспринятым от балтов, относятся спиральные перстни, змеиноголовые браслеты, металлические спиральки (ими украшали одежду), подковообразные застёжки, звездчатые пряжки. К балтским истокам восходит захоронение умерших в некоторых местностях территории дреговичей в деревянных домовинах – теремах.  В таких погребальных сооружениях умерших мужчин клали головой к востоку, что характерно для погребального обряда балтов. Элементы культуры, воспринятые от балтов, обычно встречаются в северной части территории дреговичей – в районах, расположенных к северу от реки Припять, т.е. в том регионе, где прежде, до появления славян, жили балты.