Население Древнего Мира. Средние века и Белоруссия. Развитие союзнических отношений между ВКЛ и Польской Короной в XIV – XV вв, страница 3

Смешанное происхождение дреговичей как результат славяно-балтского синтеза отражает и название этой этнической общности. Корень названия, по-видимому, балтский. В литовском языке есть много слов с этим корнем, что в переводе значит сырость, влага, влажность… Слова с этим корнем отражают одну из особенностей местности, в которой проживала большая группа дреговичей, а именно влажность, заболоченность земель в поречье Припяти. По этой особенности и называли её жителей, которыми первоначально были балты. По всей вероятности, после смешения славян с балтами и ассимиляции последних в названии сформировавшейся новой этнической общности была сохранена прежняя балтская основа, к которой было добавлено славянское «ичи».

Таким  образом термин «дреговичи» представляет славянизиророванное название прежней, дославянской формы, обозначавшей группу балтского населения по особенностям территории, на которой оно проживало. Зафиксированное в прежнем названии своеобразие территории сохранилось и в наименовании сформировавшейся в этой местности новой славянской этнической общности. С географическим своеобразием территории дреговичей тесно связан и термин «дрыгва» в белорусском языке. Он обозначает топкое, низкое место, вязкое болото. Этот термин, по-видимому, также имеет балтское происхождение.

Таким образом, данные археологии и лингвистики позволяют утверждать, что дреговичи, обитавшие в южной части нынешней территории Беларуси, были славянской этнической общностью, образовавшейся в результате смешения славян с балтами.


Радимичи

Несколько более сложным пока представляется вопрос о происхождении кривичей и радимичей.

Летопись помещает радимичей в бассейне Сожа. Наиболее ранние их памятники представлены круглыми курганными погребениями с трупосожжением и едва ли могут быть датированы временем более ранним, чем VIII в. н. э.

До прихода славян этот район был заселйн балтийскими племенами. Вопрос об исходной территории радимичских славян пока не может быть решён в положительном смысле. За пределами Посожья памятники, аналогичные древностям радимичей, неизвестны. Характерные черты, отличающие радимичей от других славянских группировок, вероятно, сформировались на месте. Следовательно. Выясняя вопрос генезиса радимичей, речь может идти о поисках территории, откуда вышла славянская группировка, ставшая основным этно-культурным компонентом будущих радимичей.

Радимичи проживали к востоку от дреговичей, на территории Беларуси и в соседних с ней восточных районах. По данным летописи «Повесть временных лет», они занимали земли между Днепром и Десной.  Основной ареал их расселения – бассейны рек Сожа и Ипути. Больше всего памятников их культуры находят в Посожье. Как свидетельствуют археологические материалы, западная граница территории радимичей проходила в основном вдоль течения Днепра вплоть до впадения Березины. Далее она шла на юго-восток, пересекая Днепр и Сож несколько севернее впадения Сожа в Днепр, а затем продолжалась на восток до реки Снов. Здесь радимичи соседствовали с  северянами. Отсюда граница их территории проходила до реки Болвы, поворачивала на запад, пересекала реку Проню и подходила к Днепру южнее Старого Быхова. К северу от Болвы и Днепра соседями радимичей были кривичи. Радимичи, так же, как и дреговичи, сформировались в результате смешения славянского и балтского населения, ассимиляции последнего.

В культуре радимичей, как и дреговичей, преобладали славянские элементы. Их язык был славянским. В летописи «Повесть временных лет»  неоднократно указывается на их родство с западными славянскими этническими общностями, в частности, расположенными на территории  Польши (« быша же радимичи от рода ляхов»). Славянскими в культуре радимичей были семилучевые височные кольца, височные перстнеобразные колечки, бубенчики, ожерелья из бус. Славянской являлась и  керамика. Славянские черты отчётливо выражены и в погребальном обряде. Умерших мужчин и женщин хоронили в вытянутом положении, на спине. В погребениях преобладала ориентировка головой к западу.