Взаимодействие экономики и культуры. Уровень и структуру потребностей, стереотип потребления. Образцы межгруппового поведения

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Новосибирский Государственный Аграрный университет

Кафедра экономической теории

Реферат по дисциплине теория рациональных ожиданий на тему:

«Взаимодействие экономики и культуры»

                                                     Проверила: преподаватель

                                                                                                             

                                                             Выполнила: студентка 433 гр.

                                                                       

Новосибирск, 2007

Взаимодействие экономики и культуры.

Институционалисты связывают свое понимание цивилизации с теорией культурно-исторических типов. Они делят историю человеческого общества на периоды: традиционное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество. Для каждого из них существует свой уровень культурного развития. Вместе с тем они обращают внимание на специфику культуры в разных регионах мира.

Впервые эти идеи были представлены в русской историографии известным русским историком Данилевским. В середине XX в. с идеей о специфике развития культуры каждого отдельного этноса выступил советский историк Л.Гумилев. Он связывал само развитие, его импульсы с низкими точками солнечной активности, создающими условия для пассионарного толчка. И первый этап развития этноса, когда начинается активный процесс его формирования, Л.Гумилев так и называл пассионарным. Затем следует стадия надлома, где действует в основном субпассионарии, любители гражданских войн, люди без совести, чести, палачи, доносчики, корыстолюбцы и себялюбцы, продолжающие формирование этноса насильственными методами. За этой фазой идет фаза покоя «с золотыми посредственностями». Цивилизация и есть инерционная фаза развития этноса, благоприятная для расцвета и накопления материального богатства, упорядочения быта, стирания локальных различий, этнографических особенностей. Творческие люди уходят в науку, искусство. Растет техносфера. По Гумилеву, человеческое общество развивается путем специфического развития разных этносов.

Институционалисты подняли на щит проблему культурных особенностей экономического человека и перенесли их изучение из истории, философии, социологии в экономическую науку. Именно этот подход к понятию экономического человека в реальной жизни помогает понять различие в хозяйственных механизмах и их развитие.

Рассмотрим существенные черты цивилизации во времени и пространстве, особое внимание уделяя хозяйственной культуре.

Различие типов цивилизации обусловлено природными факторами и историческими особенностями формирования этноса. Например, США – страна иммигрантов, в основном англоязычных, несущих с собой уже имеющуюся культуру и отличающихся рисковым предпринимательским складом характера. Россия – огромная страна, включающая в себя множество разных народов и пережившая трехсотлетнее татаро-монгольское иго, имеющая множество границ с разными государствами и неблагоприятные природно-климатические условия.

Цивилизационные особенности проявляют себя в специфике политических, правовых, религиозных, этических норм и традиций. А они аккумулируются в хозяйственной культуре, которая включает:

1.  Национальный стереотип образа жизни.

2.  Уровень и структуру потребностей, стереотип потребления.

3.  Образцы хозяйственного поведения.

4.  Образцы межгруппового поведения.

5.  Ценностно-мотивационные отношения к труду, богатству, накоплению (включая трудовую этику, стремление к новому).

6.  Организационные формы хозяйственной культуры (коллективный или индивидуальный тип организации хозяйственной деятельности).

7.  Меру интенсивности воздействия хозяйственной культуры на экономическое развитие.

Обобщая эти черты хозяйственной культуры, можно отметить, что в целом она зависит от реальных условий производства и жизни данного народа и определяет: а) способность к быстрой модернизации хозяйственного уклада, экономики;

б) характер мотивации человека в экономической области деятельности;

в) характер осознания происходящих экономических процессов (оптимистическое или пессимистическое) и связанное с этим ожидание будущего экономической деятельности.

Институционалисты отмечают, что в истории наиболее четко сложились три модели модернизации хозяйственной культуры.

1. Англо-американская модель, предполагающая огромную роль частного предпринимательства (в том числе и в сельском хозяйстве – свободные фермеры-собственники) и свободной рабочей силы. Там быстрее шла капитализация, и индустриализация с помощью капитала началась 200 лет назад.

2. Южно-европейская и среднеевропейская модель. Здесь дольше сохранялся абсолютизм, преобладал торгово-ростовщический капитал. Понадобились три французских и несколько германских революций, революция в Италии и т.д., и лишь это позволило буржуазии сменить хозяйственный механизм на более эффективный. Индустриализация задержалась на 100 лет. Крупный отряд крестьян-арендаторов начал сокращаться только после второй мировой войны, тогда же ускорилось и развитие промышленности. Этому во многом способствовала экономическая помощь США в форме плана Маршалла, ускорившая внедрение чисто капиталистических хозяйственных норм.

3. Модель развивающихся стран третьего мира. Здесь преобладали феодальные отношения, господствовал торговый капитал. С модернизацией хозяйственного уклада в направлении его капитализации эта часть мира задержалась еще на 100 лет. Индустриализация пошла лишь после второй мировой войны с экономической помощью и даже при экономической экспансии ТНК и МНК. Но и здесь модернизация имела специфический характер, опиралась на традиционные ценности, не ломала вековых устоев, а встраивала в них новое.

Что же касается России, то модернизация ее хозяйственной культуры определялась рядом специфических факторов: колоссальной величиной территории, экстенсивным распространением общей культуры, неустойчивым климатом, требовавшим общинного ведения хозяйства (община сохранялась до начала XX в.), тяготением к восточному образу жизни многих народов, ее населяющих. Это оказало влияние на характер религии, государственной власти, правовые, нравственные и другие цивилизационные ценности, вызвав противоположные стремления к сохранению аграрных устоев и к выходу из этого тупика. Сложности преодоления застоя приводили к утопическим проектам и крайностям в модернизации.

Похожие материалы

Информация о работе