Простейшие симметричные методы шифрования. Совместное использование методов криптографии и стеганографии

Страницы работы

Содержание работы

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Кафедра информационных систем

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА

ИНФОРМАЦИИ

Методические указания к лабораторным работам для студентов III курса электромеханического факультета

(направление 230200 “Информационные системы”)

Новосибирск 2007


УДК 004.056.5(075.8)

Д.Н. Методические указания к лабораторным работам по дисциплине “Информационная безопасность и защита информации” для студентов III курса электромеханического факультета (направление 230200 “Информационные системы”) / . – Новосибирск: Новосиб. гос. акад. вод. трансп., 2007. – 22 с.

Методические указания к лабораторным работам предназначены для самостоятельной подготовки студентов в области защиты компьютерной информации в рамках дисциплины “Информационная безопасность и защита информации”.

© Д.Н., 2007

© Новосибирская государственная академия водного транспорта, 2007


ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина “Информационная безопасность и защита информации” преподается студентам в 6-м семестре. Рабочей программой дисциплины предусмотрен лабораторный практикум, который проводится в компьютерном классе.

Целью лабораторного практикума является закрепление знаний, получаемых студентами при изучении лекционного материала, а также приобретение практических навыков разработки алгоритмов защиты компьютерной информации. Практикум предполагает выполнение 6-ти работ. Выполнение работ планируется в системе научно-технических расчетов MathCAD.

Порядок проведения лабораторных работ следующий.

1. Каждая бригада студентов (не более 2-3 человек) выполняет работу в соответствии с вариантом задания, определяемым преподавателем, и оформляет в бумажном виде отчет о проделанной работе.

2. Отчет о работе должен содержать титульный лист и основные результаты ее выполнения: листинги программ, графики, таблицы, схемы, выводы и т.д.

3. К отчету прилагаются файлы, отражающие основные результаты выполнения работы.

4. При наличии отчета и файлов бригада студентов допускается к защите лабораторной работы.

5. Защита проходит в виде индивидуальной беседы каждого студента бригады с преподавателем по теме работы. Примеры контрольных вопросов приведены в методических указаниях к каждой из работ.

6. Защита лабораторной работы осуществляется, как правило, в день выполнения следующей работы, перед ее началом.

7. Студенты, не выполнившие и (или) не защитившие в срок двух работ без уважительной причины к выполнению последующих работ не допускаются.

При выполнении работ и подготовке к их защите рекомендуется использовать конспект лекций по дисциплине и литературу из списка, приведенного в конце методических указаний.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Простейшие симметричные методы шифрования

Цель работы

Ознакомление с простейшими симметричными методами шифрования. Приобретение практических навыков шифрования методами замены и перестановки.

Порядок выполнения работы

1. Задайте алфавит, содержащий 26 букв латинского алфавита и пробел (другой символ).

2. Реализуйте алгоритм шифрования, основанный на циклической замене в соответствии с вариантом задания.

3. Реализуйте алгоритм дешифрования, соответствующий алгоритму шифрования из пункта 2.

4. Задайте некоторое сообщение и протестируйте работу созданных алгоритмов шифрования и дешифрования из пунктов 2 и 3 соответственно.

5. Реализуйте алгоритм шифрования, основанный на маршрутной перестановке в соответствии с вариантом задания.

6. Реализуйте алгоритм дешифрования, соответствующий алгоритму шифрования из пункта 5.

7. Задайте некоторое сообщение и протестируйте работу созданных алгоритмов шифрования и дешифрования из пунктов 5 и 6 соответственно.

8. Оформите и защитите лабораторную работу.

Контрольные вопросы

1. Поясните на примерах отличия между методами шифрования на основе замены и перестановки.

2. К какому классу методов шифрования можно отнести метод, известный как “квадрат Полибия”?

3. К какому классу методов шифрования можно отнести методы, использующие латинские и магические квадраты?

4. Поясните на примерах отличия между методами шифрования на основе моноалфавитной и многоалфавитной замены.

5. Охарактеризуйте причины низкой криптостойкости методов шифрования на основе замены и перестановки.

6. Перечислите основные этапы развития криптографии и дайте им краткую характеристику.

Варианты задания

1. Виды циклической замены.

1.1. Символ открытого текста заменяется на символ, находящийся на N позиций справа от него в алфавите.

1.2. Символ открытого текста заменяется на символ, находящийся на N позиций слева от него в алфавите.

1.3. Четный (нечетный) символ открытого текста заменяется на символ, находящийся на N позиций справа (слева) от него в алфавите.

1.4. Нечетный (четный) символ открытого текста заменяется на символ, находящийся на N позиций справа (слева) от него в алфавите.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Информатика
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
139 Kb
Скачали:
0