Мониторинг верхнего строения пути (Раздел дипломной работы на тему: "Планирование и организация путевых работ на Новосокольнической дистанции пути Октябрьской железной дороги"), страница 8

1-рейка; 2-уровень; 3-отвес

Рис 2.27 проверка основных размеров поперечного профиля балластного слоя

Измерение профиля балластного слоя, показанное на рис. 2.30, яв­ляется простым, но требующим много времени, а поэтому оно приме­няется только в отдельных точках. Значительно быстрее измерить профиль позволяет калибр, перемещаемый вдоль пути (рис. 2.28). Го­ризонтальную рейку /перемещают по рельсам на роликах 2 (один ролик на одной нити и два на другой) с помощью ручки 3. Рейка и план­ка 4, закрепленная под заданным углом, снабжены гибкими стержня­ми 5, концы которых касаются профиля балласта. При избытке щебня стержни отклоняются, при недостатке — не касаются поверхности балласта. Расстояние между зернами балласта и стержнями позволя­ет оценивать недостающий объем.

Рис 2.28 Передвижной калибр поперечного профиля балластного слоя

Этот калибр может быть применен на одно- и двухпутных линиях. Его можно использовать и в местах с увеличенным поперечным профи­лем балластного слоя, например в кривых бесстыкового пути. В по­следнем случае изменяют не только положение планки 4, но и длину гибких стержней.

Гранулометрический состав:

Гранулометрический состав балластной призмы проверяют с по­мощью стандартных сит. Щебень должен проходить через стандартное сито с ячейками 60 мм и оставаться на сите с ячейками 20 мм. Используя сита с ячейками промежуточных размеров, получают данные для построения кривых просеивания.

Степень уплотнения балластного слоя:

Уплотнение балластного слоя под шпалами, в шпальных ящиках и на откосах — один из важнейших факторов, определяющих эффек­тивность укладки верхнего строения пути. Быстрая и одновременно точная оценка качества балластировки, выполняемой путевыми ма­шинами, невозможна без исследования степени уплотнения балласт­ного слоя. При отсутствии такой возможности следует применять про­стой, но требующий времени способ: вести наблюдения роста остаточ­ных деформаций, занимающие от нескольких месяцев до года и более. Кроме того, наблюдения не позволяют выявить влияние плотности балласта на обнаруженные деформации, причиной которых могут быть деформации земляного полотна, сжатие деревянных шпал, прокладок и  т.п.

Комплект измерительных приборов состоит из источника излуче­ния, счетчика Гейгера—Мюллера, электронного счетчика числа импульсов и усилителя. Источник излу­чения находится в свинцовом контейнере, из одного торца которого вы­ходит трубка, погружаемая в балласт. На период измерения источник опускают в трубку (зонд). На поверхности балласта находится счетчик Гейгера—Мюллера. Источник и счетчик закреплены на раме (рис. 2.29).

Рис 2.29 Комплект приборов для определения объемной массы балласта

Счетчик импульсов (рис. 2.30) устанавливают на расстоянии нескольких метров от места измерения. Выбор подлежащей измерению зоны балласта зависит от цели ис­следования.

Рис 2.30 Счетчик импульсов

Загрязнение балласта:

         Загрязненный балласт не выполняет одну из важнейших функций- отвод поверхностных вод. Загрязненность балласта т.е. содержание в нем частиц размером менее 20 мм, приводит не только к ускоренному нарастанию деформаций ВСП, но в значительной степени снижает срок службы его составляющих. Например, срок службы шпал в загрязненном балласте может уменьшится до 60% обычного срока.

1-контейнеры; 2-балластный слой

Рис 2.31 Комплект контейнеров для исследования загрязнения балластного слоя

         Простейшим способом определения загрязнения балласта является укладка контейнеров в пути (Рис 2.31). Засорители, падающие на балласт, попадают и в контейнеры. Раз в несколько месяцев контейнеры извлекают из бал­ластного слоя, находящиеся в нем зерна отодвигают в сторону, а засорители равномерно распределяют по дну. Отношение высоты слоя засорителей к высоте контейнера рассматривают как степень загрязне­ния балластного слоя. В качестве загрязнения балласта в заданном профиле принимают среднее значение для восьми  контейнеров.

2.7.8. ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛЬСОВЫХ СТЫКОВ

Характеристики и величины:

Состояние рельсовых стыков непосредственно не влияет на состояние полной работоспособности верхнего строения пути. Однако су­ществуют определенные исключения из этого правила: например, по­ломка двух накладок в одном стыке может иногда потребовать огра­ничения скорости. Надлежащее содержание рельсовых стыков и их состояние оказывают очень большое влияние на скорость нарастания деформаций в верхнем строении. Халатность в этой области недопустима. Например, слабая затяжка большого количества стыковых болтов в бесстыковом пути может даже привести к его выбросу.

Исследования рельсовых стыков в диагностических целях ограни­чивают преимущественно проверкой надлежащей затяжки болтов и гаек и осмотром других скреплений, т. е. операциями, не поддающи­мися механизации. Однако и здесь можно применить некоторые сред­ства, облегчающие труд. Например, для подсчета незатянутых гаек и болтов можно применить небольшой ручной счетчик. Обнаружив не­затянутую гайку, нажимают кнопку счетчика, а после осмотра всего обследуемого  участка считывают сумму таких гаек.

Одновременно при осмотре выявляют поврежденные стыки, кото­рые требуют замены до сплошной смены верхнего строения пути.

Разнообразие рельсовых стыков, материалов, новых конструкций (например,  клееболтовых   стыков),  внедряемых в  последнее   время, обусловливает повреждения,    недавно еще не известные. Такое разнообразие не позволяет и точно определить срок службы рельсовых стыков, хотя некоторые специалисты не отказываются от попыток сделать это. Можно встретить мнение, что срок службы подкладок равен сроку службы рельсов, срок службы прочих стальных деталей равен 1/2—2/3 срока службы рельсов, а срок службы различных прокладок  гораздо меньше.

Учитывая   упомянутое   разнообразие,   следует   охарактеризовать число встречающихся повреждений только в тех рельсовых стыках,        которые   применяются или найдут применение в ближайшее время.

Проверка состояния накладок, стыковых болтов, подкладок, прокладок, шурупов, клемм и клеммных болтов производится визуальным способом.