Мониторинг верхнего строения пути (Раздел дипломной работы на тему: "Планирование и организация путевых работ на Новосокольнической дистанции пути Октябрьской железной дороги"), страница 7

Помимо волнообразного износа, на поверхности катания рельсов возникает много других дефектов производственного и эксплуатационного характера. Поверхностным дефектом, часто встречающимся на электрифицированных линиях, являются местные углубления, вызван­ные пробуксовкой колес локомотивов. При больших структурных де­формациях эти углубления могут привести к растрескиванию рельсов (рис. 2.23)

Рис 2.23 Углубления на пов-ти катания в результате пробуксовки колес

На закруглениях головки рельса иногда появляются темные про­долговатые пятна, вызванные высокими местными, напряжениями (рис. 2.24).

Рис 2.24 Темные пятна на закруглениях головки рельса

 Через определенное время в этих местах возникают вы­крашивания (рис. 2.25), которые могут привести к усталостным изломам.

Рис 2.25 Выкрашивания, возникшие в тех местах, где ранее были темные пятна

Способ измерения и измерительные средства:

Для измерения волнообразного износа рельсов применяют путеизмерительные вагоны и ручные средства измерения.

Небольшие местные углубления на поверхности катания рельсов можно измерить с помощью универсального прибора, разработанного в ЦНИИЖТ. На концы линейки устанавливают специальные зажимы, между которыми на бегунке помещают индикатор (рис. 2.26). При­бор обеспечивает точность отсчета по высоте 0,01 мм и по положению вдоль рельсовой нити 1 мм.

Рис 2.26Применение универсального штангенциркуля для измерения местных неровностей на пов-ти катания

Также  измеряются неровности в стыках с помощью стальной линейки, зазоры в стыках с помощью щупа, измеряется температура рельсов с помощью рельсовых термометров

2.7.5 Выявление дефектов в рельсах и их прогнозирование

Из всех составляющих верхнего строения пути наибольшее влия­ние на его непосредственный переход из хорошего состояния в плохое состояние оказывают рельсы, точнее, их дефекты. Современное выявление этих дефектов и правильное определение срока смены рельсов до достижения ими стадии, приводящей к плохому состоянию, играет особую роль в диаг­ностике верхнего строения пути.

Все диагностические задачи по своевременному выявлению рель­сов, могущих привести к плохому состоянию, можно разделить на:

1) осмотры рельсов;

2)  исследования структурной неоднородности рельсов (в том числе и внутренних трещин) или дефектоскопические исследования;

3)  анализы статистических данных о дефектах рельсов на конкрет­ном участке.

Ранее осмотр рельсов был единственным способом выявления их дефектов. В лучшем случае при этом применяли закрепленное на длин­ной ручке зеркальце, облегчавшее просмотр зоны под головкой и по­дошвой рельса, и молоток. В настоящее время этот способ потерял свое значение. Однако не следует думать, что от него можно отказаться во­обще. До сих пор множество дефектов обнаруживают именно при об­ходах, очистке и смазке накладочных пазух, а иногда даже совер­шенно случайно.

Основным способом выявления дефектов рельсов остаются дефекто­скопические исследования.

         Рельсовая дефектоскопия - одна из отраслей неразрушающих методов контроля, охватывающая выявление внутренних дефектов рельсов и их структурной неоднородности.

         Дефектоскопические исследования включают три этапа:

1.выявление дефекта

2.оценка их опасности

3.принятие решение относительно дефектного рельса

         Действие рельсовых дефектоскопов основано на различных неразрушающих методах контроля материалов, чаще на ультразвуковом и магнитном методах. Другие методы, в частности метод электрического сопротивления, применяют реже.

2.7.6. ИССЛЕДОВАНИЯ ШПАЛ

Характеристики и величины:

Исследования шпал включают проверку их размеров, расстояния между ними и степени износа (повреждений). В диагностике верхнего строения пути первые две задачи имеют вспомогательное значение. Соответствие размеров проекту или нормам проверяют при приемке шпал. Приемка материалов не входит в сферу диагностики, которая использует иные методы, прежде всего статический контроль качест­ва, представляющий собой особую и очень широкую научную область. Проверки расстояния между шпалами после укладки нового верхнего строения пути обычно достаточно для всего срока их эксплуата­ции.

Периодические проверки размеров шпал или расстояния между ними очень просты. Их выполняют с помощью обычной линейки или специальных инструментов.

Итак, в диагностической практике исследование шпал сводится обычно к исследованиям степени их повреждения или износа.

Для исследований повреждений шпал не применяют каких-либо приборов, а лишь такие простые инструменты, как стальная игла, зер­кало и лупа для выявления рисок на поверхности бетона, молоток для проверки  дюбелей.

2.7.7. ИССЛЕДОВАНИЯ БАЛЛАСТНОГО СЛОЯ

Характеристики и величины:

Балластный слой — составляющая верхнего строения пути, от ко­торой в наибольшей степени зависит его долговечность и которая взаи­модействует с другой, не менее важной составляющей железной доро­ги — основной площадкой земляного полотна. Это обосновывает не­обходимость серьезного контроля за изменениями, протекающими в балласте.

Полный объем диагностических исследований балласта охватыва­ет: 1) проверку размеров поперечного профиля; 2) измерение грану­лометрического состава; 3) исследование степени уплотнения; 4) ис­следование загрязнения;  5) определение засорения.

Целью исследования балластного слоя является обычно определе­ние необходимости и объема ремонта верхнего строения пути.

Размеры поперечного профиля:

Излишек или недостаток балласта можно легко определить без ка­ких-либо измерений. Однако в ряде случаев, например при приемке работ, до начала текущего сплошного ремонта, при исследо­вании состояния бесстыкового пути в жаркое время года и т. п., может быть полезным более точное знание существующего поперечного про­филя балластного слоя.

Простейшим инструментом для измерения поперечного профиля является рейка с делениями. Последовательность проверки основных размеров, изображенных на рис.2.27, — произвольная. Измерение толщины балластного слоя требует его выборки до подушки или до полотна. Определить границу, где кончается балластный слой и начи­нается земляное полотно, обычно довольно трудно, и, за исключением новых линий, ее оценивают с точностью, равной размеру зерна бал­ласта, т. е. в пределах 2—6 см.