Мониторинг верхнего строения пути (Раздел дипломной работы на тему: "Планирование и организация путевых работ на Новосокольнической дистанции пути Октябрьской железной дороги"), страница 5

Оптические стреломеры, работающие по принципу, изображенному на рис. 2.18., имеют погрешность не меньше, чем обычные приборы при безветренной погоде. Эти погрешности связаны с отклонениями от го­ризонтали визиркой трубы и рейки. Недостатком оптических приборов      является относительная длительность измерения.

      

1-трубка; 2-ролики; 3-линейка с миллиметровой шкалой; 4-нейлоновая нить 

Рис 2.19 Схема передвижного стреломера

Вариантом ручного стреломера является передвижной стреломер  (рис. 2.19). На концах легкой алюминиевой трубы АВ закреплены ролики, прилегающие к боковой поверхности рельса. В середине трубы также находятся ролик и линейка, над которой проходит проволока, натянутая между крайними роликами А и В. Измерение выполняет один человек, перемещающий прибор за ручку (рис. 2.20) и одновременно наблюдающий за положением нити над линейкой. Он может ос­тановиться в любом месте кривой и записать величину стрелы. Система­тические записи, выполняемые в предварительно размеченных на рель­сах точках (например, через 5 м), должен вести второй работник. Точ­ность измерения равна  I мм1, масса прибора — 36 кг. Для удобства    переноски  прибор разбирается на две  части.   Конструкция прибора     обеспечивает электрическую изоляцию точек контакта с рельсами. 

Рис 2.20 Центральная часть передвижного стреломера с зажимом

2.6. ПУТЕИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ СРЕДСТВА

Измерения геометрических величин с помощью ручных приборов имеют три основных недостатка:

1)  отображают состояние ненагруженного пути (исключением яв­ляется измерение прогиба рельсов);

2)  требуют много времени и усложняют накопление информации о состоянии верхнего строения пути, необходимой для принятия решения о последовательности ремонта железнодорожной сети;

3) затрудняют комплексный анализ состояния верхнего строения пути, оставляя большое поле для субъективных оценок.

Всех этих недостатков лишены путеизмерительные подвижные средства. Полная механизация измерений, включая и запись результатов, обеспечивает удобство оценки, хранения и сравнения результатов, воз­можность автоматизации расчетов и т. д.

В качестве первых образцов путеизмерительных подвижных средств можно упомянуть дрезины Дормюллера (1885 г.), Долгова (1910 г.) и «Проксима» (1912 г.).

История железных дорог знает несколько десятков путеизмеритель­ных подвижных средств различного типа , даже краткое описание ко­торых заняло бы слишком много места.

Все путеизмерительные подвижные средства можно разделить на две группы:

1)  путеизмерительные мотодрезины;

2)  путеизмерительные вагоны.

Под «путеизмерительными мотодрезинами» будем понимать все са­моходные рельсовые средства независимо от их конструкции и массы, оборудованные аппаратурой для измерения и записи геометрических характеристик состояния пути.

Путеизмерительные средства, не имеющие собственного двигателя, отнесены к «путеизмерительным вагонам».

Характерной особенностью любого путеизмерителя является метод измерения. Могут быть использованы механический и электри­ческий методы измерения, хотя измеряют расстояния, сдвижки, углы, т.е. величины неэлектрические . Механический метод основан на ис­пользовании механизмов передачи движения; рычагов, дисков, тро­сов, зубчатых передач и т. п. Неэлектрические величины преобразуют в электрические с помощью датчиков и измеряют электрическими мето­дами. Датчик под действием неэлектрической величины изменяет один из электрических параметров (сопротивление, напряжение, силу тока, индуктивность, частоту, сдвиг фаз) или вырабатывает электрическую энергию, параметры которой зависят от измеряемой величины.  

Измерение неэлектрических величин электрическими методами име­ет большие преимущества: возможность измерения быстро проте­кающих явлений, простота автоматизации и удобство преобразования результатов, возможность передачи результатов на большие расстоя­ния, высокая чувствительность аппаратуры (т. е. возможность усиле­ния), высокая точность, малогабаритность механических устройств измерительных систем. Недостатками метода являются высокая сто­имость аппаратуры и ее содержания, а также необходимость длитель­ного обучения обслуживающего персонала.

Механические методы измерения отличаются более простой,, а следо­вательно, более дешевой аппаратурой. Однако они менее точны и бо­лее чувствительны к помехам при передаче результатов на измеритель­ный пульт при больших скоростях движения. К серьезным ошибкам может привести неправильное натяжение тросов. Механические скользуны обеспечивают точность 1 мм при скоростях до 120 км/ч, а устрой­ства, катящиеся по рельсам, —до 160 км/ч.

Выбор метода обусловлен целями измерения. Ошибочно мнение, что любое путеизмерительное подвижное средство должно быть оснаще­но приборами для измерения электрическим методом. Широко приме­няя путеизмерительные вагоны, полностью оборудованные электри­ческой аппаратурой, японские железные дороги для определенных це­лей (на ветках линий) используют мотодрезины с механической аппара­турой.  


2.7 Исследования конструкции верхнего строения пути

В геометрических исследованиях верхнего строения пути представ­ляющим интерес фактором была форма рельсовых нитей и их взаимное положение. Эти исследования не включали проверку отдельных состав­ляющих верхнего строения пути, т. е. их износа, взаимного положения и взаимодействия, или их физических состояний, не безразличных при оценке с целью отнесения исследуемой конструкции к одному из трех состояний надежности.

Иногда даже верхнее строение пути без значительных неровностей рельсовых нитей приходится относить к неудовлетворительному состоянию, с точки зрения, например, загрязнения балласта. Диагностика верхнего строения пути не может обойтись без исследований его конструкции. В отличие от геометрических исследований, имеющих комплексный характер, ис­следования конструкции верхнего строения пути носят в преобладаю­щей мере аналитический характер. Повышенная в этом случае произ­вольность толкования результатов не обладает такими недвузначными допускаемыми отклонениями, как в случае некоторых геометрических параметров. Разнообразнее здесь и применяемые методы измерения, и измерительные средства. В исследованиях конструкции верхнего строения пути существует и очень большой разброс частоты выполне­ния отдельных измерений или проверок. Так, например, проверка при­легания остряков к рамным рельсам в стрелочном переводе—ежеднев­ная операция, а измерение расстояния между шпалами выполняют один раз в несколько лет, а иногда можно даже ограничиться только од­ним измерением при приемке нового пути.