Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Понятие лингвистической сущности звуков. Лингвистическая природа (социальная сущность), страница 7

Слог – это фонетическая единица, единица звучащей речи. Нельзя путать деление слов на слоги с делением слов для переноса. Слог – это звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха: пе-ре-крё-сток, тре-во-жи-ться.

Основные правила слогораздела

1.  В русском языке слогообразующим является гласный как наиболее звучный, при произношении согласные «тянутся» к гласным, образуя вместе с ними слог.

2.  В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

3.  Слоги могут быть закрытые (оканчивающиеся на согласный звук) и открытые (оканчивающиеся на гласный звук). В слове о-а-зис – два открытых и один закрытый слог, в слове лай-нер  -  все слоги закрытые. Открытых слогов в русском языке больше, чем закрытых.

4.  В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный, а согласный или согласные, стоящие после гласного, отходят к последующему слову – это основной закон слогораздела.

5.  Слогораздел (граница слога) проходит между гласным предыдущего слога и согласным последующего слога: ра-бо-та, ю-ла, ре-да-ктор, по-дда-нный.

Слог строится по принципу восходящей звучности: от менее звучного к более звучному. Звуки максимальной звучности – это гласные.

Срединные закрытые слоги возможны в том случае, если после гласного идет звук й: лай-нер, сей-нер, лей-ся, бой-кий или если в середине слова последовательно встречаются сонорный, а за ним шумный согласный: пар-та, пол-ка, зам-ша, боль-шой. В последнем случае слог тоже строится по принципу восходящей звучности - сонорные звуки более звучные, чем шумные.

Основная и дополнительная литература

Основная литература

1.  Современный русский язык. Лексика и фразеология. Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Словообразование. Морфология. Синтаксис: Учебник для вузов / Аникина А.Б. и др. / Под редакцией Д.Э. Розенталя. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк. 1984. – 723 с.

2.  Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография: Учеб. пособие для вузов. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высшк., 1983. – 240 с.

3.  Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособ. – 3-е изд. М.: Дрофа, 1998. – 368 с.

4.  Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. М.: Книга, 1984. – 272 с.

5.  Русский язык: Учеб. для 5 кл. сред. школы  / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян идр. – М.: Просвещение, 1990. – 222 с.

6.  Панюшева М.С., Шалимова Г.С. Современный русский язык. Практикум по пунктуации. – М.: Высш. шк., 1993. – 172 с.

Дополнительная литература

1.  Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры. – М., 1987.

2.  Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки (863-1963). – М., 1963.

3.  Ветвицкий В.Г. и др. Современное русское письмо. – М., 1974.

4.  Кондратов В. Звуки и знаки. – М., 1966.

5.  Щерба Л.В. Теория русского письма. – М., 1983.

Словари и справочники

1.  Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 1998

2.  Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб., 2000.

3.  Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические нормы / Под ред. Р.И.  Аванесова. М., 1989 (или любое другое издание).

4.  Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. М., 1983.

5.  Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

6.  Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

7.  Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М., 1998.

8.  Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976.

9.  Русский язык. Энциклопедия. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Дрофа, 1997.