Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Понятие лингвистической сущности звуков. Лингвистическая природа (социальная сущность), страница 4

Обог…щение, с врач…м, обид…л, вкрадч…вым голосом, на пристан…, колыш…тся, пр…творить дверь, пред..стория событий, ц…ганский хор, обижен…а на него, связан…ый свитер, плавлен…ый сыр, безветрен…ый день, потер…нный документ, леле…мый всеми ребенок, муч…мый сомнениями вопрос (не)изучен, (не)изученная проблема, (не)изученная нами проблема, абсолютно (не)изученный вопрос, мирово(з,зз)рение, опас(т)ность, (не)смотря на непогоду

Образец выполнения задания:

Письмо к матер…;  подстрел…нный куличок.

1)  Письмо к матери – матери, сущ. 3 скл., д.п.

1.  Правописание падежных окончаний существительных.

2.  Существительные 3 склонения в дат. падеже имеют                  окончание «и».

3.  К дочери, по насыпи, к пристани, к церкви (3-4 примера).

2)  Подстреленный – подстреленный, полное страдательное                 причастие прошед. времени, суффикс «енн».

1.  Правописание суффиксов енн и я+нн, а+нн в страдательных причастиях прошедшего времени.

2.  В страдательных причастиях прошедшего времени пишем суффикс  -енн-,   если глагол в неопределенной форме перед -ть имеет суффиксы  и  или  е (удостоить – удостоенный, видеть – виденный); в причастиях пишем суффиксы а+нн, я+нн, если соответствующие глаголы в инфинитиве оканчиваются на –ать, -ять (выслушать – выслушанный, взлелеять - взлелеянный).

3.   Застроенный, украшенный, навеянный, засеянный.

Орфограммой называется «то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один принят за правильный, или, другими словами, это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу».

1)  Обогащение – обогащение, сущ. 2 скл., и.п.

1.  Безударные гласные в корне слова.

2.  Подобрать однокоренное слово, где проверяемая гласная будет под ударением.

3.  Громоздиться, воображать, раздражать, умолять.

2)  С врачом – врачом, сущ. 2 скл., т.п.

1. О Е после шипящих и  в окончаниях и суффиксах

Задание 15Перепишите текст, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Ч..рная мгла которая (до) толе была у гор..зонта вдруг стала поднима..ся (к)  верху. Солнца теперь уже совсем  (не) было видно. По темному небу покрытому тучами точно (на) перегонки бежали отдельные (б..лесовато) серые облачка. Края их были разорва..ны и в..сели клочьями словно грязная вата.

Пора было подумать о возвращении.. на бивак. Мы переобулись и пошли обратно. Дойдя до зар..слей я остановился что (бы) в последний раз взгл..нуть на озерц.. . Точно раз..яре..ый зверь на прив..зи оно металось в своих берегах и вздымало (к) верху (мутновато) ж..лтую массу.

Сильный ветер гнал лодку к устью реч..нки  (в) следствии.. чего она вышла из берегов и (по) немногу начала зат..плять р..внину.  (В) скоре мы подошли к какой (то) большой протоке пр..граждавш..й нам путь. Место это показалось совсем (не) знакомым. Мы свернули (в) лев.. но протока неожида..о стала зав..рачива..ся и ушла куда (то)  (в) сторону. Мы пошли (на) пр..мик (за) тем повернули (в) прав..  наткнулись на новую протоку и перешли её (в) брод. Ощупывая  почву ногами  мы осторожно проб..рались (в) перед и пройдя  с (пол) километра очутились на сухом месте  которое густо зар...сло травой.  (В. Арсеньев)

Методические рекомендации к выполнению

контрольной работы № 1

Фонетика.   Орфоэпия.

Задания 1-12 в контрольной работе – это задания по фонетике и орфоэпии. Для их выполнения необходимо повторить материал раздела «Фонетика. Орфоэпия»  из школьного учебника, который рекомендован в списке литературы (или любого другого). После этого следует уже обратиться к материалу вузовских учебников. Материал следует повторять и обобщать, создавая оппозиции: буква-звук, гласный-согласный, глухой-звонкий, твердый-мягкий, графика-фонетика, практика речи – орфоэпические нормы, правила переноса слов – слог как фонетическая единица.