Схема написания истории развития ребенка, страница 3

Положение больного может быть активным, пассивным и вынужденным. В покое лежа больной занимает непринужденную позу, легко изменяя свое положение в зависимости от обстоятельств или по просьбе врача (активное положение). Пассивное положение наблюдается при бессознательном состоянии больного, а также в случаях крайней слабости. Больной неподвижен, голова и конечности свешиваются, тело сползает к ножному концу кровати. При некоторых  патологических состояниях дети принимают вынужденное положение, приносящее им облегчение. В отдельных случаях это положение тела является достаточно специфичным для того или заболевания.

Характерно положение тела ребенка при менингитах: при менингококковом менингите – на боку с запрокинутой назад головой, напряжением шейных мышц; при туберкулезном менингите – на боку с поджатыми к животу ногами, руки располагаются между ногами, голова слегка запрокинута назад.

При остром перитоните ребенок лежит неподвижно на спине с согнутыми ногами, каждое движение вызывает острую боль в животе.

При острой пневмонии – предпочтение лежать на стороне пораженного легкого, так как при этом дыхательная экскурсия здорового легкого становится более эффективной.

При тяжелом приступе бронхиальной астмы – сидит или стоит, опираясь на что-нибудь руками.

При выраженной сердечной недостаточности  - принимает сидячее или полу лежачее положение.

Для ревматоидного артрита характерны малая подвижность ребенка, постоянное сгибательное положение в суставах конечностей.

При общем осмотре следует оценить осанку, походку, выражение лица, глаз. У здорового ребенка прямая осанка, бодрая походка, свободные движения, спокойное выражение лица.

Во время общего осмотра определяют тип телосложения. При астеническом типе значительно преобладают продольные размеры тела над поперечными, конечности над туловищем, грудная клетка над животом. Эпигастральный угол острый. Гиперстенический тип характеризуется преобладанием поперечных размеров, диафрагма стоит высоко; эпигастральный угол тупой. Нормостенический тип отличается пропорциональностью телосложения, эпигастральный угол равен 900 .

Проводя общий осмотр ребенка, важно установить наличие или отсутствие мелких аномалий развития (стигм), которые могут помочь в диагностике пороков развития внутренних органов.

Часть стигм встречается в определенном  проценте у практически здоровых людей, что может быть отражением генетических особенностей данной семьи. Поэтому  наличие стигм у обследуемого ребенка должно учитываться только в совокупности с другими патологическими признаками.

Уровнем стигмации называют суммарное количество стигм у одного ребенка независимо от их характера и локализации. За критический уровень принимают сумму, равную 5-6 стигмам. Превышение критического уровня можно расценивать как имеющуюся вероятность аномалий развития органов (пороков сердца, мочеполовой системы).


Перечень наиболее часто встречающихся стигм:

Череп: формы – микроцефалическая, гидроцефалическая, брахицефалическая, долихоцефалическая, асимметричная, низкий лоб, резко выраженные надбровные дуги, нависающая затылочная кость

Лицо: прямая линия скошенного лба и носа; монголо-видный или антимонголовидный разрез глаз; гипертелоризм (увеличенное расстояние между внутренними краями глазниц; искривленный нос; широкий корень носа; «птичье лицо» (дисцефалия с гипоплазией нижней челюсти и хрящей носа); прогнатия (выступление верхней челюсти вперед вследствие её чрезмерного развития); микрогнатия (обратное состояние); прогения (чрезмерное развитие нижней челюсти); микрогения (обратное состояние); раздвоенный подбородок.

Глаза: эпикант (полулунная кожная складка, прикрывающая внутренний угол глазной щели); низкое стояние век; асимметрия глазных щелей; отсутствие слезного мясца; гетерохромия радужки; неправильная форма зрачков; энофтальм; микрофтальм; врожденная катаракта.

Уши: большие оттопыренные; малые деформированные; разно великие; различный уровень расположения ушей; низко расположенные уши; аномалия развития завитка и противозавитка; приращенные мочки ушей; добавочные козелки.

Рот: микростомия; макростомия; высокое узкое (готическое) небо; короткая уздечка языка; складчатый язык; макроглоссия.

Шея: короткая; длинная;  кривошея; крыловидные складки; избыточная складчатость кожи шеи.

Туловище: длинное; короткое; узкая грудь; «куриная грудь»; «грудь сапожника»; гипертелоризм сосков; добавочные соски; недоразвитие мечевидного отростка; расхождение прямых мышц живота; низкое расположение пупка; пупочная грыжа.

Кисти: длинная ладонь; короткая ладонь; поперечная борозда ладони; полидактилия (лишние пальцы); брахидактилия (укорочение пальцев); арахнодактилия (необычно длинные тонкие пальцы); синдактилия (полное или частичное сращение соседних пальцев); клинодактилия (латеральное или медиальное искривление пальцев); камптодактилия  (сгибательная контрактура пальцев); короткий изогнутый мизинец.

Стопы: брахидактилия; арахнодактилия; синдактилия; сандалевидная щель; нахождение пальцев друг на друга;

Половые органы: крипторхизм; фимоз; расщепление мошонки; недоразвитие полового члена; недоразвитие половых губ; увеличение клитора.

Кожа: де пигментированные и гиперпигментированные участки; большие родимые пятна с оволосением; избыточное локальное оволосение; гемангиомы; фистульные ходы.

Зубы: отсутствие зубов; лишние зубы; неправильное расположение зубов.


Пример 1. Ребенок А., 6 лет. Общее состояние удовлетворительное. Реакция на окружающее адекватная, положение активное. Телосложение нормостеническое. Сознание ясное. Настроение хорошее. В контакт вступает легко. На вопросы отвечает правильно  – практически здоров.

Пример 2. Ребенок В., 10 дней. Общее состояние тяжелое. Активных движений практически не совершает. Периодически судорожные подергивания конечностей. Глаза закрыты. На осмотр реагирует непродолжительным болезненным криком. Перинатальное поражение ЦНС, синдром угнетения, судорожный синдром.

Кожные покровы:

·  окраска (розовая, красная, бледная, желтушная и т.д.);

·  влажность, сухость, гиперкератоз, ихтиоз, кожа холодная, горячая;

·  наличие высыпаний (эритема, розеолы, папулы, везикулы, пустулы, петехии, кровоизлияния)  или других патологических признаков (шелушение, рубцы, гиперпигментация), их выраженность, локализация, распространенность;

·  температура;

·  эластичность;

·  дермографизм (для оценки тонуса сосудов)