Схема написания истории развития ребенка, страница 2

·   уточнить режим жизни (сон, прогулки, учебная нагрузка, время, затраченное на телепередачи, компьютерные игры);

·   материальную обеспеченность семьи;

·  имеет ли ребенок отдельную кровать или спит с кем -  то из детей или родителей;

·  достаточно ли белья, одежды по сезону;

·  соблюдение гигиенических навыков, как часто принимает душ или ванну; поведение ребенка дома и в коллективе, интересы, вредные привычки, реакции на плохую отметку, замечания, наказания, взаимоотношения с детьми и взрослыми.


Объективное исследование

         Объективный осмотр начинают во время беседы с матерью и ребенком, наблюдая за его поведением, реакцией на окружающее, речью. Для того чтобы использовать все возможности осмотра, необходимо найти подход к ребенку и соблюдать определенные правила, касающиеся освещения, техники и плана осмотра.

         Если ребенок спит, будить его не следует. Данные частоты пульса и дыхания при  этом будут наиболее точными. Теплыми руками осторожными движениями нужно полностью раздеть ребенка. Пальпация органов брюшной полости у спящего ребенка дает много ценной информации. При негативном отношении пациента к осмотру надо отвлечь его внимание игрушками, разговором. Осмотр следует производить неторопливо, используя игровые элементы. Ребенок должен обязательно почувствовать доброжелательное отношение врача, услышать его дружелюбный, ласковый голос.

         В некоторых случаях,  возможен строгий приказ врача, в исключительных – насильственный осмотр.

         Желательно производить осмотр при дневном освещении. Это позволяет правильно оценить окраску кожных покровов (желтушное окрашивание кожи при вечернем освещении выявить трудно), различить элементы сыпи. Кроме прямого освещения, следует использовать и боковое, что облегчает обнаружение различных пульсаций на поверхности тела, дыхательных движений, перистальтики кишечника. Осмотр детей раннего возраста проводят на пеленальном столе, более старших – на кушетке или кровати.

         В помещении, где проводят осмотр, температура воздуха должна быть от 20 до 22 0 С. дети менее негативно относятся к осмотру врача в присутствии родителей. Подростков лучше осматривать без родителей, что утверждает их самостоятельность.

         Осмотр проводят по определенному плану. Ребенок должен быть осмотрен полностью. Последовательность объективного обследования определяется возрастом ребенка. У детей старших возрастных групп сначала производят общий осмотр, позволяющий выявить наиболее выраженные симптомы и симптомы общего значения, затем осматривают участки тела – голову, лицо, шею, туловище, конечности. Осмотр туловища и грудной клетки лучше производить в вертикальном положении, живота – в вертикальном и горизонтальном положениях. Оценивают физическое развитие ребенка, затем исследуют органы и системы по общепринятой схеме. Ротоглотку и болезненные участки тела следует осматривать в последнюю очередь, так как это вызовет негативную реакцию ребенка и делает невозможным продолжение обследования. Детей младшего возраста осматривают не по стандартной схеме, а в зависимости от обстановки и настроения ребенка. Дети первого полугодия жизни во время осмотра, как правило, не проявляют негативизма, который в наибольшей степени наблюдается в возрасте 1-2 лет. Более спокойно во время осмотра дети ведут себя, сидя на коленях у матери или держа её за руку.

         Оценка врачом общего состояния больного основана на объективных данных. Различают состояния: удовлетворительное, средней тяжести и тяжелое.

         В педиатрической практике для оценки состояния используют два основных критерия: степень выраженности синдрома токсикоза и степень выраженности функциональных нарушений той или иной системы органов.

         При остро возникающих заболеваниях определяющим является синдром токсикоза. Токсикоз клинически проявляется  в первую очередь изменением поведения ребенка вследствие поражения ЦНС при вирусной или бактериальной инфекции, отравлении. Кроме того, выявляются функциональные нарушения других систем: дыхания, кровообращения, пищеварения.

         Здоровый ребенок обычно подвижен, живо интересуется окружающим.

         При удовлетворительном состоянии ребенкавозможны не резко выраженные вялость, малоподвижность, беспокойство. Температура тела нормальная или субфебрильная. Кожные покровы обычной бледно-розовой окраски или слегка гиперемированы. Нарушений в других органах и системах, как правило, не отмечается или они выражены не резко.

         При среднетяжелом состоянии имеются отчетливые признаки интоксикации: ребенок вял, неохотно вступает в контакт, предпочитает дремать. Температура тела 38-390 С. Кожные  покровы гиперемированы или отмечается бледность с цианотичным оттенком. Дыхание умеренно учащено, появляется тахикардия. Возможны рвота, жидкий стул, у детей раннего возраста вздутие живота.

При тяжелом состоянии больного выявляются различные стадии нарушения сознания, возможны судороги. Ступор – нарушение сознания, при котором больной отвечает на вопросы медленно, с запозданием, но правильно. При сопорозном состоянии наблюдается парадоксальная реакция: на громкую речь больной иногда не реагирует, на тихую – можно получить адекватный ответ. При коме происходит полное выключение сознания, отсутствуют активные движения. При тяжелом состоянии больного нередко наблюдается гипертермия (температура тела повышается до 39 -  40 0 С). Выражены бледность кожных покровов или цианоз, микроциркуляторные нарушения в виде мраморности, выраженная одышка, тахикардия или брадиаритмия. Нарушения ЖКТ проявляются повторной рвотой, вздутием живота вследствие пареза кишечника, диареей. Снижается диурез.

При оценке тяжести общего состояния больного с длительно текущим и хроническим заболеванием определяющую роль играет степень функциональных нарушений той или иной системы органов (выраженность её недостаточности).

Общее состояние следует отличать от самочувствия больного, которое является его субъективным ощущением; самочувствие и состояние могут совпадать, но возможно и расхождение.