Государственный финансовый контроль и его функции. Государственная налоговая служба и ее органы на местах

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Государственный финансовый контроль (гфк) распространяется только на звенья системы государственных финансов и охватывает только обобществленную часть ВВП. Это составление и исполнение государственного бюджета, внебюджетные правительственные фонды, местные финансы и финансы государственных предприятий. Деятельность монополий и частнопредпринимательская деятельность является объектом государственного финансового контроля лишь в части соблюдения финансовой дисциплины при выполнении монополиями государственных заказов, при предоставлении монополиям и частным предпринимателям субсидий и кредитов, при составлении ими налоговых деклараций.

В государственном финансовом контроле основное внимание уделяется своевременности и полноте мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев государственной финансовой системы, соблюдению правил учета и отчетности. Государственный финансовый контроль охватывает не только процесс формирования и исполнения федерального бюджета, но и местных бюджетов, поскольку центральной властью осуществляется контроль: при выдаче местным бюджетам дотаций (субсидий) и кредитов из федерального бюджета на финансирование их текущих и капитальных затрат; санкционирование выпуска местных займов, гарантированных правительством; реализации правительских программ.

За сферу государственного финансового контроля выходит финансовый контроль, осуществляемый в сфере деятельности монополий и частного предпринимательства самими владельцами финансового капитала или его отдельных компонентов.

Состав органов финансового контроля определяется структурой и  составом финансового аппарата, который определяется государственным устройством и функциями отдельных государственных органов.

Функции ГФК распределяются между высшими органами государственной власти одновременно с функциями управления финансовой и кредитно-денежной системой.

ГФК в РФ осуществляют высшие органы государственной власти и управления- Федеральное Собрание и его две палаты – Гос Дума и Совет Федераций. Высшим  специальным органом ГФК выступает Счетная палата, которая в своей деятельности подотчетна Федеральному Собранию. Она проводит экспертизу федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и законодательных актов, контролирует исполнение федерального бюджета.

Важная роль в проведении ГФК принадлежит Государственной налоговой службе и ее органам на местах.

Государственные налоговые инспекции  уполномочены осуществлять контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет всеми физическими и юридическими лицами, подлежащих налогообложению. Инспекции осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских книг и иных документов, связанных с исчислением и уплатой  в бюджет налоговых и других обязательных платежей; могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках; производить обследования любых производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых для извлечения доходов.

В случаях непредставления необходимых для проверки документов государственные налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях; могут изымать документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения. При выявлении нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в  бюджет начальники налоговых инспекций и их заместители могут применять к предприятиям, учреждениям, организациям и отдельным гражданам финансовые санкции, начиная от взыскания сокрытых сумм налога и штрафа за соответствующее нарушение до передачи в арбитражные или судебные органы требований о взыскании в доход государства незаконно полученных предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами средств.

В сложившейся обстановке встал вопрос о создании централизованной системы органов федерального казначейства, подчиненной МинФину.

На Казначейство возлагаются задачи: организовывать, осуществлять и контролировать исполнение республиканского бюджета и гос внебюджетных фондов. Также оно занимается сбором и анализом информации о состоянии финансов страны, прогнозированием объемов гос финансовых ресурсов, оперативным управлением ими. Совместно с ЦБ органы казначейства должны осуществлять обслуживание внешнего долга России.

Органы Казначейства наделяются большими правами: они могут осуществлять проверки денежных документов на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности; применять к нарушителям штрафные санкции, приостанавливать операции по счетам, принудительно взыскивать используемые не по назначению средства.

В Казначейство входят: Главное управление федерального казначейства Минфина России и территориальные органы по республикам в составе Федерации, краям, областям, автономным образованием, городам Москве и Санкт-Петербургу, другим городам, районам и районам в городах.

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю призвана обеспечить координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой гос политики в области валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций; организацию единой системы контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами  нормативных актов, регулирующих валютные операции; выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу; осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте, а также другие операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности.

Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю состоит из центрального аппарата и региональных органов по валютному и экспортному контролю в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, городах М и СПб. Федеральная служба может иметь своих представителей в уполномоченных

Похожие материалы

Информация о работе