Теория экономической безопасности. Объекты экономической безопасности. Институциональные основы обеспечения экономической безопасности, страница 8

Нерыночный сектор экономики – включает нат хоз-во, в котором производят прод-ты для себя, и гос-ый сектор.

Экономические институты – формальные и неформальные правила и ограничения эк деят-ти, а также мех-мы их поддержания (договор, право собственности и право чела).

Трансакционные издержки – издержки эк-го оборота, обусловленные социальной природой блага.

Трансформационные издержки – издержки эк-го оборота, обусловленные натуральными хар-ми блага.

Уровни организации национальной экономики.

4 уровня:

1.  Микроэк-кий – взаимод дом хоз-в и фирм

2.  Мезоэк-кий – регион, АПК, топливно-промышл комплекс

3.  Макроэк-кий – гос-во

4.  Мегоэк-кий – взаимод-вие с внеш миром

5.  *Наноэк-ка – чел-к в эк-ке

Безопасность национальной экономики – состояние устойчивости системы в целом, ее эл-тов, секторов, сфер, составных частей, их сп-ть выполнять свои ф-ции и обеспеч-ть реализацию нац интересов.

Национальные интересы в сфере экономики – сов-ть сбалансированных жизненно важных интересов различных хозяйствующих субъектов

Объекты, субъекты и показатели безопасности национальной экономики.

Объекты: составные части НЭ, эл-ты, секторы, сферы, эк-кие интересы ее субъектов.

Субъекты: гос-во (взаимосвязанная, иерархическая система органов управления эк-кой и общ-вом, в принудительном порядке устанавливающая и поддерживающая обязательные условия (з-ны) эк-кой деят-ти), ф и ю лица

Показатели безопасности национальной экономики:

1.  Кол-ные: динамика и стр-ра ВВП; объемы и темпы промышл пр-ва, инвестиций; темпы инфл; дефицит гос б-та; размер гос долга и т. д.

2.  Кач-ные: наличие рынков, динамика их развития; ур конкуренции в стране; сост. действующего эк-го зкндат-ва.

Угрозы безопасности национальной экономики: 1. Провалы рынка, 2. Провалы гос-ва. «Провалы» рынка (можно преодолеть гос рег-нием эк-ки):

1.  Рынок порождает монополию, но не может ее устранить

2.  Неспособность рын субъектов производить общ-ные блага

3.  Неспособность рын субъектов соблюдать соц приемлемые границы нерав-ва в распределении доходов

4.  Несп-ть рынка устранить внешние эф-ты.

«Провалы» государства (может устранить гр-н):

1.  Несоответствие дох и расходов

2.  Отсутствие четких критериев эк деят-ти гос-ва

3.  Вер-ть достижения рез-тов, отлич от намеченных

4.  Неравномерность распределения рес-сов

5.  Недостаток объективной инф-ции для принятия оптим решений

6.  Бюрократизм

7.  Недостаток контроля общества над бюрократией

8.  Несов-во полит процесса

9.  Недостаток мотивации к эф-му ведению дел

Система обеспечения безопасности национальной экономики явл-ся составной частью системы НБ и это сов-ть соответствующих нормативно-правовых актов, организационно-технических мероприятий, и необходимых для их выполнения трудовых, материальных и финн рес-сов. Она включает  1. Анализ состояния НЭ и тенденции ее развития; 2. Прогнозир-ние вн и вн среды; 3. Выявление и оценка опасностей и угроз, слабостей безопасности НЭ; 4. Планирование, организацию и осуществление практич действий по нейтрализации выявлен опасностей и угроз; 5разработку и принятие необходимости нормативных актов.

Закономерности переходного периода:  

1.  Становление новой пр-ной и институциональной стр-ры НЭ – происходит на основе изменения отношений собственности (приватизации), либерализации, расширения взаимодействия страны с ост миром. Определяющий процесс – приватизация.

2.  Изменение роли гос-ва в эк-ке –гос-во превращается в одного из многих эк-ких субъектов, но остается формальным источником правил.

3.  Макроэк-кая (финансовая)стабилизация – подавление инфляции, укрепление нац ден ед-цы и т. д. способами, отличными от способов прошлого периода.

4.  Трансформационный спад – старые мех-мы эк деят-ти разрушены, а новые еще слабы или отсутствуют.