Лечение язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки: Методическая разработка для проведения практических занятий

Страницы работы

Содержание работы

Красноярская государственная медицинская академия

Кафедра внутренних болезней №1, №2

Утверждена на методической конференции

кафедры внутренних болезней №1, №2

Зав. кафедрой внутренних болезней №1

профессор                   В.А. ШУЛЬМАН

Зав. кафедрой внутренних болезней №2

профессор               Ю.А. ТЕРЕЩЕНКО

«      »                        2001 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА

ДЛЯ  ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

СО СТУДЕНТАМИ IV КУРСА ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Тема: «ЯЗВЕНННАЯ БОЛЕЗНЬ ЖЕЛУДКА И ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ»

Занятие 2«Лечение язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки»

Составил:

ассистент кафедры,

к.м.н. Николаева Л.В.

Красноярск 2001 г.

1. Тема занятия: «Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки»

Занятие №2 – «Лечение язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки».

2.  Форма организации учебного процесса – практическое занятие.

3. Значение темы. В нашей стране показатели заболеваемости язвенной болезнью не только не имеют тенденции к снижению, но и несколько возрастают. В основном это касается осложненных форм ЯБ, болезней оперированного желудка, летальности. Так, количество желудочных кровотечений и перфораций увеличилось в 3-4 раза, частота болезней оперированного желудка – в 1,8 раза, а послеоперационная летальность возросла с 2,2% до 2,8%. Последние два показателя объясняются запоздалыми хирургическими вмешательствами (количество плановых операций снизилось на 40%, неотложных – увеличилось на 100%) и увеличением числа вынужденных резекций желудка. Если в 1986-1988 гг. в хирургических стационарах доля больных с пилоростенозом составляла 18,6%, то в последние 3 года – 84%. Кроме того, анализ качества антихеликобактерной терапии показал, что она была проведена 96% больных хирургических отделений г. Москвы, из них 24% - “двойная”, 72% - “тройная”. Однако ни у одного пациента не была произведена оценка полноты эрадикации. Таким образом, язвенная болезнь имеет большое социальное значение, что диктует необходимость ее своевременной диагностика, адекватной терапии и полноценных мер профилактики.

4. Цели обучения:

4.1   Общая цель: подготовить высококвалифицированного специалиста, хорошо ориентирующегося в вопросах диагностики и лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки и ее осложнений.

4.2   Учебная цель: ознакомить студентов с современными подходами к терапии и профилактики язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, а также ее осложнений.

4.3  Психолого-педагогическая цель: развитие ответственности будущего врача за своевременную диагностику и адекватную терапию язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки и ее осложнений. 

5. Место проведения занятия: практическое занятие проводится в учебной комнате, курация больных – в палатах гастроэнтерологического отделения ГКБ №20. Контроль уровня знаний и подведение итогов занятий осуществляется в учебной комнате.

6. Оснащение занятия:

Таблицы:

§  Патогенез язвенной болезни, осложнения язвенной болезни.

§  Анализы желудочного сока.

§  Рентгенограммы желудка.

§  Лекарственные препараты, применяемые в лечении ЯБ

7. Структура содержания темы:

ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ (ПЛАН ЗАНЯТИЯ)

п/п

Этапы занятия

Продолжитель-ность (мин)

Оснащенность

1

Организационный этап занятия

3

2

Формулировка темы и цели

4

3

Определение исходного уровня знаний, умений на занятиях

20

Тесты по теме (приложение №1)

4

Раскрытие учебно-целевых вопросов

5

5

Самостоятельная работа студентов (курация больных) проводится под контролем преподавателя. Оказыва-ется консультативная помощь, выяв-ляются типичные ошибки.

Клинический разбор больных.

60

95

6

Заключение по занятию (итоговой контроль) письменно или устно с оценкой знаний

15

Решение ситуационных задач – приложение №2

7

Задание на дом

3

Приложение №1
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ К ЗАНЯТИЮ

1. Укажите препараты, воздействующие на кислотно-пептический фактор патогенеза при язвенной болезни.

а) Ранитидин

б) Фосфалюгель

в) Ретаболил

г) Кларитромицин

Ответ: а, б

и т.д.

(МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ)

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

ФАРМАКОТЕРАПИЯ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ

Современная терапия дуоденальной язвы опирается на два основных принципиальных положения: 1) «Нет хлористоводородной кислоты – нет язвы» (K. Schwartz, 1910); 2) «Нет Н.р. – нет Н.р.-ассоциированной ЯБ» (G.N.J. Tytgat, 1995).

Исходя из первого положения, необходимым условием образования язвенного дефекта в ДПК является присутствие HCl. Поэтому на протяжении многих десятилетий шел упорный поиск различных способов подавления желудочной секреции. Контроль на желудочной кислой продукцией – краеугольный камень лечения ЯБ и в настоящее время. Первоначально для купирования желудочного кислотообразования использовали различные щелочи, начиная с соды и кончая современными антацидами, содержащими гидроокись алюминия и магния. Антациды нейтрализуют HCl в полости желудка, стимулируют моторику желудка, обладают гастропротективным действием, адсорбируют пепсин, желчные кислоты, лизолецитин, токсины, вирусы, купируют боль, явления ацидизма.

Наиболее активными современными антацидами являются маалокс, маалокс-70, фосфолюгель, алюгель-форте и др. Но так как антациды непосредственно не влияют на механизмы кислото-образования, а значит, и на патогенез ЯБ в целом, предотвратить развитие рецидива заболевания они не в состоянии. Поэтому в настоящее время антациды, по мнению большинства авторов, играют вспомогательную роль в лечении ЯБ, используются в качестве симптоматической терапии.

Возможные побочные эффекты антацидов:

1.  Влияние на моторно-эвакуаторную функцию кишечника.

2.  Метеоризм и отрыжка из-за образования СО2.

3.  Феномен вторичного увеличения желудочной секреции (феномен секреторной отдачи).

4.  Изменение окраски кала, напоминающее мелену.

5.  Системный метаболический алкалоз.

6.  Накопление в организме ионов Ca, Mg, Al, Bi, Na.

7.  Синдром дефицита фосфатов за счет снижения их абсорбции в кишечнике.

8.  Повышение чувствительности к патогенным микроорганизмам.

9.  Изменение эффекта одновременно принимаемых препаратов.

Похожие материалы

Информация о работе