Электрические двигатели в регулируемых электроприводах. Двигатели постоянного тока. Ограничения, накладываемые на режимы преобразования энергии в машинах постоянного тока, страница 4

1.4  Структурная схема обмотки независимого возбуждения.

При регулировании скорости двигателей постоянного тока выше основной (w>wн)требуется изменение потока возбуждения. Для построения высококачественных систем регулирования необходимо иметь модели цепи возбуждения, с необходимой точностью учитывающие насыщение магнитной цепи и влияние вихревых токов, а так же влияние токов, индуктированных в короткозамкнутых коммутируемых секциях обмотки якоря.

В [12] предлагается вихревые токи и токи короткозамкнутых секций обмотки якоря учитывать с помощью дополнительной, магнитосвязанной с обмоткой возбуждения, дополнительной короткозамкнутой обмотки. В [13] рассматривается аналогичная модель, отличающаяся лишь тем, что не учитывается индуктивность короткозамкнутой обмотки. В работе [14] так же система возбуждения рассматривается в виде двух магнитосвязанных контуров, взаимно влияющих друг на друга. Во всех рассматриваемых случаях формирование потокосцепления обмотки возбуждения описывается уравнением второго порядка.

Рассмотрим метод определения структурной схемы системы возбуждения двигателя, предлагаемый в [13]. Предполагается, что дополнительный короткозамкнутый контур, учитывающий влияние вихревых токов и токов, индуктируемых в коммутируемых секциях обмотки якоря, располагается на главных полюсах машины (рис. 1.2.а), сцеплен только с главным магнитным потоком и обладает только активным сопротивлением. При этих условиях взаимодействие двух магнитосвязанных контуров можно описать с помощью эквивалентной схемы замещения, приведенной на рис. 1.2.б. Здесь Rв – сопротивление цепи возбуждения (с учетом сопротивления возбудителя); Lв – общая индуктивность рассеяния обмотки возбуждения и обмотки возбудителя; Rвт – сопротивление фиктивной короткозамкнутой обмотки, учитывающей влияние вихревых токов и токов, индуктируемых в в короткозамкнутых коммутируемых секциях обмотки якоря; Lм – индуктивность, характеризующая потокосцепление yм обмотки возбуждения от основного потока; iвт –вихревой ток, iи – ток обмотки возбуждения, iм – результирующий намагничивающий ток.

 


В соответствии с рис. 1.2.а и рис. 1.2.б в формировании главного магнитного потока Ф в переходных режимах, когда возникают вихревые токи, участвуют и ток возбуждения Iв, и вихревой ток. Так как предполагается, что число витков фиктивной короткозамкнутой обмотки совпадает с числом витков обмотки возбуждения, то результирующая намагничивающая сила F по главному пути, равная сумме намагничивающих сил обмотки возбуждения Fв и контура вихревых токов Fвт, пропорциональна току Iм=Iв+Iвт, т.е. в переходном режиме Ф=f(IM). В установившихся режимах iвт=0 и Ф=f(Iв).

Следовательно, в переходных режимах  возбуждения описывается следующими уравнениями:


iм=iв+iвт


(1.3)

здесь v – число витков обмотки возбуждения.

Из двух последних уравнений системы (1.3) можно получить зависимость результирующего намагничивающего тока iм от потокосцепления yм обмотки возбуждения от основного потока Ф:


                                                             (1.4)

Тогда первые три уравнения системы (1.3) совместно с уравнением (1.4) можно представить в виде структурной схемы, изображенной на рис. 1.3, где Тв=Lв\Rв.

 


Нелинейная зависимость Iм=j(М) (рис. 1.4.а) является «обратной» по отношению к зависимости yм=f(Iм) (рис. 1.4.б).

 


При синтезе аналоговых регуляторов систем возбуждения используются линеаризованные модели объекта регулирования – цепи возбуждения. Линеаризация заключается в замене нелинейной зависимости Iм=j(yм) линейной функцией Iм= yм/Lм, справедливой для режима малых отключений DUв, DIв, DIвт, DIм, Dyм координат. Тогда справедлива схема, представленная на рис. 1.5.

Эту схему можно преобразовать к более удобному для синтеза виду (рис. 1.6), где приняты следующие преобразования: