Электрические двигатели в регулируемых электроприводах. Двигатели постоянного тока. Ограничения, накладываемые на режимы преобразования энергии в машинах постоянного тока, страница 16

Учитывая, что щековая (демпферная) обмотка является вспомогательной и кроме того, в явнополюсной машине влияние пусковой обмотки по оси d проявляется сильнее, чем по оси q, в приведенных выражениях для взаимных индуктивностей МAв,MAd,MAq,M.

Изложенное позволяет записать потокосцепления для фаз статора следующим образом:

y1А=L1i1A+M1iвCosg+M2iэdCosg+M3iэqSing,

y1B=L1i1B+M1iвCos(g-2p/3)+M2iэdCos(g-2p/3)+M3iэqSin(g-2p/3),

y1C=L1i1C+M1iвCos(g+2p/3)+M2iэdCos(g+2p/3)+M3iэqSin(g+2p/3).

Здесь с целью упрощения записи приняты следующие обозначения:

М1Aв,M, М2Ad,M, М3Aq,M.

Переходя к результирующим векторам, полученные выражения можно записать в следующем виде:

Тогда с учетом того, что , получим:

,                                     (3.4)

.

Потокосцепление обмотки возбуждения создается током возбуждения iв, током iэd в продольном эквивалентном короткозамкнутом контуре и влиянием токов статора i1A,i1B, i1C :

                (3.5)

Здесь – взаимные индуктивности между обмотками статора, - взаимная индуктивность между обмоткой возбуждения и продольным эквивалентным контуром.

Так как МАввА, МВввВ, МСввС, то с учетом принятого выше обозначения МАв,М1, получим:

МвА1Соsg, МвВ1Соs(g-2p/3), МвС1Соs(g+2p/3).

После подстановки значений взаимных индуктивностей в (3.5) получим:

.

Так как , то выражение в квадратных скобках представляет собой (см. п. 2.4) увеличенный в 1,5 раза результирующий вектор тока статора . Так как потокосцепление yв направлено по оси d, то квадратных скобках должна быть проекция вектора  на ось d. Следовательно,

.                 (3.6)

Потокосцепление пусковой (демпферной) обмотки по оси d создается влиянием токов статора i1A, i1B, i1C, током возбуждения iи током iэd в эквивалентном короткозамкнутом контуре, магнитная ось которого направлена по оси d:

Здесь – взаимные индуктивности между продольным эквивалентным контуром и обмотками статора; - эквивалентная индуктивноость короткозамкнутого контура.

Так как МdААd, МdВВd, МdССd, то согласно описанному выше М1Соsg, М1Соs(g-2p/3), МdС1Соs(g+2p/3). Следовательно,

                     (3.7)

В создании потокосцепления по оси q обмотка возбуждения не участвует. Поэтому

                    (3.8)

С учетом принятого допущения об отсутствии насыщения магнитной системы двигателя все индуктивности по осям d и q постоянны.

3.8  Электромагнитный момент.

Развиваемый двигателем электромагнитный момент удобнее всего определять по паре результирующих векторов  Тогда согласно (2.30)

(3.9)

3.9  Структурная схема явнополюсного двигателя с электромагнитным возбуждением.

Объединяя выражения, описывающие частные процессы, протекающие в различных элементах синхронного двигателя, получим следующую систему уравнений:

                                          (3.10)

Подставив в первые пять уравнений выражения для потокосцеплений, получим преобразованную систему уравнений:

                                                                (3.11)

Системе уравнений (3.11) соответствует структурная схема, приведенная на рис. 3.2.


Рис. 3.2
 
 



3.10  Особенности структурной схемы неявнополюсной машины с электромагнитным возбуждением.

Неявнополюсные синхронные машины имеют массивный ротор и обычно лишены пусковой (демпферной) обмотки [5], роль которой выполняет тело ротора. Действие массивного ротора можно заменить действием эквивалентной (демпферной) обмотки. При этом параметры этой обмотки по осям d и q одинаковы, но изменяются в широких пределах из-за поверхностного эффекта.

3.11  Структурная схема двигателя с электромагнитным возбуждением, не имеющего пусковой обмотки.

При отсутствии пусковой (демпферной) обмотки iэd=iэq=yэd=yэq=0 и система уравнений (3.10) упрощается:

                                             (3.12)