Об осознании детьми фонетической стороны речи. Изучение вопросов самосознания у детей, страница 5

Качество оценочных суждений изменилось,  лишь в редких случаях дети недооценивали или переоценивали свое произношение. Оценки стали менее категоричны,  самооценки отличались большей развернутостью.

На вопрос:  "Ты умеешь правильно произносить все слова и звуки или не умеешь?" дети отвечали:

Миша А.  (5,6):  "Умею. Да (убежденно), и "ш" тоже я умею: шапка, машина, барашек. Я не умел говорить звук "ш", не умел 'Чашина", говорил "маоына", "лучка" - "ручка",  "лыба" -"рыба". Говорил "бла", а теперь говорю "бра".

Сережа Т. (5,6): "Я только не умел тогда, когда был маленький, не умел говорить две буквы: "лэ" и "нэ".

Андрей А.  (5,7):  "Я говорил "хьеб" вместо "хлеб". Володя, мой брат,  тоже говорил "элитичка"„вместо "электричка",  "табу-тетка" вместо табуретка".

Лида Г. (5,8): "Тогда плохо говорила. Говорят мне "рыба", а я говорила "лыба", вместо "р" говорила "л". По радио говорили,  кто не умеет говорить "р",  поучитесь".

Оценивая свое произношение, дети стали выделять не только слова, но и отдельные звуки.

Вася К.  (5,5):  "Я плохо говорю "ш" и "ч",  мне что-то во рту мешает".

Лена Б. (5,8): "У меня плохо получается "р". Раньше я еще плохо говорила "шэ", а теперь правильно".

Ира Д. (5,7):  "Я не умею говорить "пива".

- "Пила" - это слово, а какой звук в этом слове ты не умеешь произносить?"

-"Звук "л". Когда я была маленькая, я говорила "ак", а не "рак". Мой брат сказал мне: "Скажи "ра". Когда мне стало четыре с половиной года, я научилась говорить правильно".

Вера Д. (5,6):  "Я не умею говорить слово "вопота", звук "вэ".

В результате экспериментального обучения изменилось осознание ребенком чужого произношения. Если вначале дети давали обобщенную оценку: "Саша Никишин говорит плохо",  "Лида Иванова говорит "капушта",  "Лариса Мараева говорит "сыска", "А еще Олег Шагабутдинов". Позднее детьми выделялись не только слова с дефектным звуком, но и сам звук:

Марина М. (5,3): "Ира не очень хорошо звук "р" говорит".

Сережа П. (5,6): "Света говорит "лыба", "шал", не умеет "рэ" говорить". Еще я думаю, Дима. Я помню, когда мы шли на бульвар, он на свой балкон сказал:  "Самый боршой",вместо "большой".

Таким образом, осознание особенностей фонетической стороны речи проявляется в форме оцзнки и самооценки в результате постоянного воспитательного воздействия, в процессе формирования навыков звукопроизношения. Большую роль в этом играет оценочная деятельность взрослого,  его установка на оценку.

Постоянное внимание к  детской речи, индивидуальная работа, беседы способствуют тому, что дети начинают очень внимательно относиться к своему и чужому произношению, отмечать все неточности речи.

В развитии осознания детьми умений произносить звуки намечается две тенденции: I) рост правильных  оценок и самооценок в связи с возрастом и под влиянием обучения; 2) появление правильных оценок своих умений у детей, обладающих дефектами произношения звуков.

Осознание фонетических особенностей своей речи, развиваясь в процессе учебной деятельности, вызывает у детей стремление говорить правильно и проявляется в потребности заниматься.