Об осознании детьми фонетической стороны речи. Изучение вопросов самосознания у детей, страница 4

Анализ экспериментальных бесед, проведенных с детьми шестого года жизни, дает представление о том, что уровень оценки своего умения произносить звуки возрастает. Специальное обучение оказывает положительное влияние на осознание детьми особенностей своего произношения. Прослеживается та же закономерность, что и на пятом году жизни - умение оценивать свое произношение определяется в большей степени систематическим обучением и воспитательными воздействиями взрослых, чем возрастными особенностями детей.

Проиллюстрируем изменение в развитии умения детей оценивать особенности произношения звуков в своей и чужой речи на материале бесед с детьми, проведенных на первоначальном этапе обучения и в ходе его.

Светлана X. (5,0) - не произносит звук "р".

-  Подумай хорошо и скажи, ты умеешь правильно произносить все звуки и слова или не умеешь?

-  Не знаю, не все (думает), не-.', наверно, умею.

-  Кто в вашей группе неправильно говорит?

-  (Молчит). Я не знаю, не слышала, кажется, Саша.

-  Как он говорит? Какие звуки не произносит?

-  Как-то интересно, но я не помню.

Через 8 месяцев. Светлана X. (5,8) - все звуки произносит правильно.

-  Ты умеешь правильно произносить все звуки и слова или не умеешь? Подумай и скажи.

-  Да, я умею все звуки говорить правильно (смеется).

-  Какие звуки ты раньше не произносила?

-  "Речка".

-  Это слово. А какой звук в этом слове ты не произносила?

-  "Р-р". Моя мама, когда была маленькая, говорила вместо "ложка" - "рожка".

-  Кто в группе у вас неправильно говорит?

-  Оля Оганесова (ее подруга)  "ж" не произносит, а остальное я не запомнила.

-  Кто еще?

-  Лариса Мараева.

-  Как она говорит?

-  "Хапка", а надо "шапка". А еще Саша,  Андрей»

Лариса М.  (5,7) - звуки "ж" и "ш" заменяет звуком "х".

-  Подумай и скажи, ты умеешь правильно произносить все слова и звуки или не умеешь?

-  (Долго молчит). Наверное, да. (Сомневается).

-  А когда ты была маленькая,  какие звуки не умела произносить?

-  Не помню что-то.

-  Кто в вашей группе неправильно говорит?

-  Алеха Чудинов говорит хорошо, а кто еще, не знаю.

Через 4 мес. Лариса М. (5,11) звуки "ж" и "ш" по-прежнему заменяет звуком "х".

На вопрос, умеет ли правильно произносить звуки, отвечает: "Нет, не умею, но научусь".

-  Какие звуки ты не умеешь произносить?

-  "Хэ".

-  Кто у вас в группе неправильно произносит звуки?

-  Саха, Ильский Андрей.

-  Какие звуки они не произносят?

-  Андрей не говорит "р-р-р", а Саха непонятно, я не могу так сказать.

Из этих бесед становится очевидным, как специальное обучение, систематическое воспитательное воздействие педагогов и родителей не только содействовали формированию звука "р" у Светланы X., но и способствовали развитию у них осознания фонетической стороны речи.

В первой беседе обе девочки не могли правильно оценить свое произношение, затруднялись и в оценке речи товарищей. Спустя определенный отрезок времени, в течение которого с детьми проводилась работа по воспитанию звуковой культуры речи, направленная на развитие речевого слуха и речедвигательного аппарата, дети правильно оценили свои умения и соответственно произношение других ребят.

Анализ результатов экспериментального обучения шестилеток показал, что наблюдается некоторая возрастная динамика. Они б равной степени правильно оценивали чужое (88,9%) и свое собственное произношение (85,1%). У них тоже наблюдается зависимость осознания фонетических норм от произносительных умений. Так, из всех детей, неправильно оценивавших свое произношение, половина имела дефекты.