Об осознании детьми фонетической стороны речи. Изучение вопросов самосознания у детей, страница 3

При анализе бесед выявилась и другая закономерность - зависимость осознания фонетической стороны речи от умения детей произносить звуки. Из общего количества детей с несовершенным произношением 75% неправильно оценивали свои умения. Абсолютное большинство детей с фонетически чистой речью оценивали свое произношение адекватно умениям.

Качественный анализ оценочных суждений свидетельствует о том, что, давая оценку своему произношению, дети часто переоценивали его. Для многих оценок характерна категоричность ("я все умею говорить правильно",  "я еще не умею") и обобщенность. Дети не всегда могли выделить неправильно произносимый звук или слово ("некоторые знаю, некоторые не знаю" (4,5)»

Оценивая свое произношение, они часто не могли отдифференцировать правильно произносимые слова от ошибочно произносимых и словесно выразить это: "Замок" я умею,  "лыба" умею, "лиса" умею, "сапка" не умею" (4,3).

Под влиянием обучения, в процессе которого фиксировалось внимание на звуке, объяснялась его артикуляция,  привлекались зрительный и слуховой анализаторы, дети начали осознанно и в целом правильно выделять слова и отдельные звуки,  которые они не умеют (или не умели)  произносить в соответствии с нормой: "Я говорил "коска", "сапка", "лыба" (4,7); "Я не умею говорить "сапка",  "зук" (4,5); "Раньше не умел говорить много звуков, а теперь и "ж" знаю, и "р" знаю" (4,6).

Обнаружилось интересное явление: 69,2% детей контрольной группы правильно оценивали произношение в чужой речи, в экспериментальной группе таких было 55%. Но из общего числа детей контрольной группы, замечающих дефекты чужой речи, около 67% не замечают своих собственных ошибок. В экспериментальной группе такие дети составили около 40%.

Общепринято мнение, что дети вначале замечают чужие ошибки в речи, а затем уже свои. Эта точка зрения, очевидно, правильна, и мы не собираемся ее опровергать. Но целенаправленное обучение звукопроизношению меняет картину,  способствуя более быстрому осознанию особенностей своей речи. На наш взгляд, это происходит в силу того, что в процессе обучения развивается слуховое внимание, речевой слух и моторика артикуляционного аппарата, т.е. целенаправленно совершенствуется способность воспринимать и воспроизводить звуки речи. Дети учатся вслушиваться в звуки, сопоставлять и различать их, т.е. анализировать звуковой состав слова.

В ходе такого обучения намечается новый этап, более высокая ступень осознания речи, когда собственная речь ребенка становится предметом анализа.

Для оценки чужой речи характерна обобщенность, неумение мотивировать, обосновывать свою оценку: "Рулев неправильно говорит. Я не знаю, какие слова. Еще Ксана, еще мой Саша (брат) никакие звуки не выговаривает" (4,6).

При оценке чужого произношения детям нужна опора на непосредственное восприятие. Прежде чем ответить на вопрос, ребенок смотрит вокруг, находит глазами нужных детей и затем дает оценку.

Следует отметить, что хорошо развитые дошкольники, имеющие фонетически чистую и связную речь, без особого труда оценивают как свое, так и чужое произношение звуков. Они составляют примерно от 25 до 30% от общего числа группы.