Система работы по музыкальному развитию детей с проблемами в развитии. Художественно-музыкальная среда. Виды музыкальной деятельности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Детского исполнительства , которое предполагает изобразительно-деятельностное проявление детей в пении, движении под музыку, в игре на музыкальном инструменте; Музыкально-образовательной деятельности, проявляющийся в усвоении детьми элементарных сведений о музыкальном искусстве, его выразительных особенностях, а также обеспечивающей развитие навыков и умений в различных видах музыкальной деятельности; Детской музыкально-творческой деятельности, выражающейся в элементарных проявлениях в разных видах музыкальной деятельности.

Музыкальное занятие- основная форма организации музыкального воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии детей с проблемами средствами музыкального искусства; Музыкальная деятельность вне занятий – форма музыкальной деятельности, организация и проведение которой осуществляются педагогом в группе, где, с одной стороны, он закрепляет навыки, полученные детьми на музыкальных занятиях, и учит использовать в их игровой деятельности, в быту, а с другой – обеспечивает индивидуальную коррекционную работу с ребенком посредством музыкальной деятельности (музыкально-игровой деятельности); Художественно-досуговая деятельность – включающая праздники, развлечения.

Л.С.Выготский, показывая механизм воздействия среды, писал, что она по-своему преломляет и направляет и всякое раздражение, действующее извне на человека, и всякую реакцию, идущую от человека. Е.А.Лазарь целенаправленно организованная художественная среда позволяет личности глубже осваивать произведения искусства, строить иерархию художественных ценностей, определять их художественный уровень, воспринимать художественную культуру как целостное явление. С.Л.Новоселова, «предметная среда в целом или ее отдельные фрагменты-это всегда поле детской деятельности. Ее объекты, условия и средства достижения цели, которые как бы заданы предметной средой». П.Ф.Каптерев показывает роль среды в пед.процессе как условия для творческого саморазвития личности, при котором культуре отводится особое место в телесной и духовной организации ребенка.

Успешность развития личности ребенка с проблемами обеспечивается не только его деятельностью, но и средой, в которой эта деятельность осуществляется. Современный философский взгляд на среду базируется на понимании ее как системы, включающей разнообразные взаимосвязи предметного и личностного характера. Музыкальная среда выступает частью художественной среды в ДОУ и представляет собой пространственно-функциональное явление как социальное «поле» материальных, духовных, культурных отношений.

Этапы работы по музыкальному восприятию детей с проблемами развитии

1этап

3 этап

2 этап

Организация коррекционной работы по музыкальному воспитанию невозможна без общего руководства заведующей и старшего воспитателя или дефектолога в детском саду. Оно проявляется в 2х направлениях

1 направление

2 направление

В коррекционном детском саду обязательно проводится диагностическое обследование ребенка, в процессе которого выявляются имеющиеся у него отклонения в развитии. Психиатр, невропатолог, дефектолога, психолог предоставляют музыкальному руководителю результаты диагностического обследования познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. Музыкальный руководитель проводит диагностику уровня развития ребенка в музыкальной деятельности, только после этого он определяет возможности и перспективу развития ребенка средствами музыкальной деятельности, намечает пути и содержание коррекционного воздействия средствами музыки.

Организация музыкального воспитания взаимодействия всех специалистов проявляется в совместном планировании коррекционной-развивающей работы. На этом этапе выявляются коррекционные задачи, решение которых осуществляется посредством общения с музыкой, включение его в музыкальную деятельность. Намечаются конкретные формы коррекционной работы, методы, наиболее адекватные характеру имеющегося нарушения в развитии, выбираются пособия, атрибуты и прочее оснащение педагогического процесса. Совместная работа на этом этапе может проходить в форме консультаций специалистов, коллективных обсуждений возникающих вопросов, наблюдений за детьми на занятиях и в свободное время и т.д.

Проводится конкретная практическая работа музыкальным руководителем, воспитателем в группе, которая определяется соответствующими квалификационными характеристиками: музыкальный руководитель и культурно-досуговую деятельность, где решает воспитательные, образовательные и коррекционные задачи средствами музыки, организует учебно-методическую работу по музыкальному восприятию с педагогами; воспитатель организует микро художественную среду в группе, создает игровые зоны для музыкальной и театрализованной деятельности, наполняет их необходимыми материалами, атрибутами, включает игры с пением, со словом, музыкально-дидактисекие игры в повседневную жизнь детей, активно участвует в музыкальных занятиях, культурно-досуговой деятельности.

Можно определить как организационно-содержательное. В рамках этого направления заведующей и старшим педагогом планируется вся работа дошкольного учреждения с включением раздела «Музыкальное воспитание» в систему помощи детям, контролируются выполнение требований, определенных Программой воспитания и обучения в детском саду. В процессе проведения работы оказывается помощь в организации семинаров, практикумов для воспитателей по музыкальному развитию детей. Во взаимодействии с музыкальным руководителем администрация ведет работу с родителями по включению их в совместную коррекционную музыкальную деятельность с ребенком (родительские собрания, групповые консультации, тематические выставки, открытые занятия, праздники).

Работы администрации имеет организационно-техническую ориентацию В рамках данного направления создаются необходимые условия для успешного осуществления коррекционной-направленной работы по музыкальному воспитанию, для оснащения педагогического процесса необходимым оборудованием: музыкальными инструментами (пианино, роялем), техническими средствами (музыкальным центром, магнитофоном, аудио и видеокассетами); музыкально-дидактическими пособиями, методической и научно-педагогической литературой, игрушками; красивой мебелью.Важное место в организации работы занимает музыкальный зал, где проводятся занятия, праздники, развлечения, по оформлению он должен соответствовать работе с детьми с конкретным нарушением.

  • «Музыкальное воспитание» в программах воспитания и обучения

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Музыка
Тип:
Доклады
Размер файла:
84 Kb
Скачали:
0