Наблюдения за природой. Путешествие с облаками. Изменение цвета облаков в зависимости от части суток. Развитие воображение, страница 5

Наблюдение за тем, летают ли насекомые в ветреную погоду (5— 7 лет).

Вопросы

♦ Как можно узнать, есть ли сегодня ветер?

♦ Как можно определить силу ветра? Его направление?

♦ Если ветер сильный, как можно назвать такую погоду?

♦ Где ветер дует сильнее — на открытом или закрытом участках?

♦ Почему насекомые в ветреную погоду прячутся?

♦ Почему в жаркую погоду ветру вес рады?

♦ Почему люди опасаются очень сильного ветра?

♦ Какое значение ветер имеет в жизни растений? Животных?

♦ Чем ветер летом отличается от ветра осенью или зимой?

♦ Почему от летнего ветра не надо защищаться как от осеннего или зимнего?

Загадывание загадок о ветре

(5-7 лет) [31]

Задача:развивать логику и гибкость мышления, умение выделять характерные особенности явления.

* * *

Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

* * *

Без рук, без ног,

А ворота отворяет.

* * *

Без рук, без ног,

Под окном стучится,

В дом просится.

* * *

Без рук, без ног,

По свету рыщет,

Поет да свищет.

* * *

Неизвестно, где живет.

Налетит — деревья гнет,

Засвистит — по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.

* * *

Пыль поднимает,

Деревья качает,

Воет-завывает,

С деревьев листья срывает,

Тучи разгоняет,

Волны поднимает.

* * *

Бежал по тропке луговой —

Кивали маки головой.

Бежал по речке голубой —

Речка сделалась рябой.

* * *

Озорной повеса

Пролетел над лесом,

Крыльями взмахнул —

Лист с дерева отряхнул.

Опыты

(4—6 лет)

Задача: развивать любознательность, пытливость, умение делать умозаключения.

Задания

♦ Подуть с разной силой на бумажные кораблики, плавающие в емкости с водой.

♦ Около листа, разрезанного на полоски, создать движение воздуха с помощью плотного листа или книги.

♦ Побегать с вертушкой.

♦ Пройти спокойным шагом и быстро пробежать.

♦ Поиграть в ветреную погоду в бадминтон, с воздушными шариками.

♦ Сделать вывод о том, что ветер образуется в результате движения воздуха.

Чтение отрывков из сказок А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне...», «Сказка о царе Салтане...»

(5—7 лет)

Задача: формировать интерес к природному явлению, поэтическому творчеству.

* * *

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

* * *

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Дидактическое упражнение «Ветер — хорошо и плохо»

(5—7 лет)

Задачи:

— формировать умение видеть в природных явленияхположительное и отрицательное для жизни людей, растений, животных;

— объяснять свои умозаключения.

* * *

Воспитатель предлагает детям выделить положительное в явлении неживой природы — ветре для людей, животных и растений и отрицательное, разрушительное, уничтожающее. Ребенок не только должен выделить положительное или отрицательное значение, но и объяснить, почему он так считает.

Разучивание стихотворения Е. Алябьевой «Проказник-ветер»

(5—7 лет)

Задачи:

— закреплять представления детей о силе ветра;

— развивать память, выразительность речи.

* * *

Проказник-ветер прилетел,      Дети обе руки стремительно               

                                                  выдвигают вперед.

Густой листвой зашелестел.    Шевелят пальцами рук.

Подул немного посильней      Руки поднимают вверх,

                                                 покачивают ими.

И ветки закачал скорей.           Раскачиваются.

Совсем плутишка разошелся   Сильно раскачиваются и машут

                                                   руками.

И по стволам уже прошелся.    Закрывают лицо руками.

Тут закачался целый лес,         Имитируют движение руки, откры-

                                                      вающей и закрывающей дверь за ручку.

Не видно стало и небес.           Хватаются за голову.

Скрипят, качаются деревья

И ветру действуют на нервы.  Шевелят опущенными вниз пальца-

Тогда шалить он перестал,      ми.

И лес спокойным снова стал.  Замирают.

Логоритмическое упражнение Е. Алябьевой «Ветер»

(4—6 лет)

Задачи:

— развивать чувство ритма и темпа, память, звукоподражание;

— закреплять представления о ветре.

* * *