Наблюдения за природой. Путешествие с облаками. Изменение цвета облаков в зависимости от части суток. Развитие воображение, страница 4

♦ С кем сравнивает тучу писатель? Как он описывает смерч?

♦ Почему смерч очень опасен для людей?

♦ Почему дождь, который выпал над городком, выливал на землю не воду, а рыбок, лягушат, головастиков?

♦ Нарисуйте необычный дождик, который принес смерч.

В. Хмельницкий «Кому охота?» (4—5 лет) [58]

Задачи:

— закреплять знания о небе;

— развивать умение рассуждать, воображение;

— формировать интерес к явлениям неживой природы.

Вопросы и задания

♦ Как вы думаете, почему один кусочек неба, которыйвыглянул из-за туч, увидел землю серой и скучной?

♦ Почему, когда кусочки синего неба разогнали тучи, они ничего необычного не увидели на земле?

♦ Какие кусочки неба в сказке?

♦ Разыграйте сценки из сказки по ролям.

♦ Нарисуйте иллюстрации к началу сказки и ее концу.

Творческая гостиная «Лето»

(5-7 лет) [57]

Задачи:

— знакомить с произведениями искусства, отражающими летние явления в природе (музыка, живопись, стихи);

— уточнять и расширять представления о явлениях неживой (облака) и живой природы (шмель);

— развивать эстетическое восприятие, эмоционально-чувственную сферу психики, внимание, воображение, творчество, речь;

— формировать интерес к произведениям искусства, родной природе.

Оборудование:аудиозапись музыкальных произведений (К. Дебюсси «Облака», С. Майкапар «Облака плывут», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»), репродукции картин (И. Левитан «Свежий ветер. Волга», «Над вечным покоем»), бумага для рисования, краски, лист ватмана, клей.

Творческая гостиная «Летний вечер»

(5-7 лет) [57]

Задачи:те же.

Оборудование:репродукции картин (И. Левитан «Летний вечер», «Сумерки. Стога», «Вечерний звон»), аудиозапись (Р. Шуман «Вечером», Третий концерт для фортепиано с оркестром С. Рахманинова), запись вечернего звона архангельских колоколов.

Тема «Ветер, ветер, ты могуч»

Задачи

Первая и вторая младшие группы:

— формировать умение называть словом явление неживой природы, употреблять его в активной речи;

— учить определять наличие ветра через игры с султанчиками, флажками, вертушками и другими игрушками;

— развивать тактильное восприятие силы и температуры ветра в летний период.

Средняя группа:

— формировать представление о том, что летний ветер бывает теплым и прохладным в зависимости от погоды; ветер гонит по небу облака и тучи, качает и гнет деревья, шуршит листвой и травой.

Старшая и подготовительная к школе группы:

— формировать представление о том, что летом ветер бывает разной силы и температуры: в жару ветер может обжигать, а без влаги — высушивать землю и губить растения; в теплую погоду — быть теплым и ласковым; после дождя и при понижении температуры воздуха — прохладным: при грозе — сильным, порывистым, может ломать ветви деревьев; в ясную погоду его можно заметить по чуть шевелящимся листочкам на верхушках деревьев; ветер очень большой силы может вызывать смерч — стихийное бедствие;

— учить определять направление ветра (по наклону веток деревьев, направлению движения облаков); определять силу ветра по времени высушивания земли после дождя;

— вызывать интерес к играм с ветром, желание изготовить поделки из бумаги, целлофана и другого легкого материала;

— развивать силу воздушной струи с помощью игр с бумажными корабликами на воде через имитацию силы ветра.

Словарная работа: ветер, ветерок, ветрище, ветрено, ветреный день, ветер теплый, прохладный, обжигающий, ласковый, сильный, слабый, приятный, колючий, освежающий, свежий, резкий, порывистый; гнет, качает, шевелит, валит, гоняет, разгоняет, движет, сушит, ласкает, обжигает, охлаждает, колышет, взъерошивает, дует, обдувает, теребит, разносит, перекатывает, шумит, гудит, воет, налетает, освежает, закручивает, срывает и уносит (лист, шляпу), бросает (пыль в глаза); суховей, шквалистый ветер, смерч.

Наблюдение за тем, как ветер приводит в движение вертушки, флажки, султанчики

(3—4 года)

Наблюдение за окружающими участок деревьями — какая часть дерева качается (листья, веточки, ветви или ствол), определение силы и направления ветра (4—5 лет); за облаками на небе — движутся ли они, куда и с какой скоростью (4—5 лет); за силой ветра на открытом и защищенном от ветра участке (5—6 лет); за тем, что приводит в движение ветер (поднимает пыль, создает рябь на лужах после дождя, разносит лепестки и пыльцу с цветков, поднимает вверх легкие предметы, переносит семена растений) (5—6 лет).