Наблюдения за природой. Путешествие с облаками. Изменение цвета облаков в зависимости от части суток. Развитие воображение, страница 2

Воспитатель (предлагает зачин сказки). В одной сказочной стране высоко, высоко в летнем голубом небе нежилось на солнышке маленькое белоснежное облачко. Оно было очень любопытным. С утра до вечера смотрело облачко сверху вниз и наблюдало за тем, что делается внизу, на земле.

Далее предлагает детям придумать, что могло случиться с облачком, куда оно могло уплыть, с кем повстречаться, во что превратиться?

Воспитатель помогает детям развивать сюжетную линию сказки, выслушивает разные версии, предлагает для обсуждения свои. По мере сочинения он записывает предложения детей, затем зачитывает полную сказку. Спрашивает, понравилась ли она детям. Предлагает нарисовать иллюстрации к сказке и оформить в альбом с текстом, который написан печатными буквами (для читающих детей).

Загадывание загадок о небе и облаках [31]

Задача: развивать логическое мышление, выделять существенные признаки явлений.

* * *

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без парусов плывут.

(Облака.)

* * *

Висит у нас над головой

Платок ярко-голубой.

(Небо.)

* * *

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый,

Кружевной и синий-синий!

(Небо.)

* * *

Рогат, а не бодается. (Месяц.)

* * *

Егор-Егорка упал в озерко.

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(Месяц.)

* * *

Молода — похожа на серп,

Поживет — станет, как лепешка.

(Месяц, луна.)

* * *

Постелен ковер, рассыпан горох.

Ни ковра не поднять,

Ни гороха не собрать.

(Небо и звезды.)

* * *

Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогат.

(Небо, звезды, месяц.)

* * *

Пушистая вата

Плывет куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облака.)

* * *

Голубая простыня Весь свет покрывает!

(Небо.)

* * *

Голубой платок,

Алый колобок

По платку катается,

Людям улыбается.

(Небо и солнце.)

* * *

На синей рогожке — Золотая сережка.

(Месяц.)

* * *

Висит в небе блин. Есть его мы не хотим. Он спрячется за тучку, Не достанешь его ручкой.

(Луна.)

* * *

Рассыпались на овчинке

Золотые перчинки.

А когда рассвело,

Их как ветром смело.

(Звезды.)

* * *

Вся дорожка усыпана горошком.

(Небо и звезды.)

* * *

По всей сковороде — лепешки,

Посередине — каравай.

(Небо, звезды, месяц.)

Чтение и заучивание стихотворении [59—61]

Задачи:

— развивать память, воображение, чувство поэзии;

— формировать умение выделять признаки описываемого явления.

Фазыл Хюсню Дагларджа «Небо» (4—5 лет)

Задание

♦ Попробуйте ответить на вопросы мальчика маме из стихотворения. Опишите, каким бывает небо.

Фазыл Хюсню Дагларджа «Может быть?» (4—5 лет)

Вопросы

♦ Всегда ли небо одинаковое?

♦ Может ли оно быть разным в разных местах?

В. Лившиц «Видел сам» (4—5 лет)

Вопросы

♦ О каких слонах и верблюдах рассказывает автор в стихотворении?

♦ А что вы видели в небе?

Логоритмическое стихотворное упражнение Е. Алябьевой «Облака» (4—6 лет) [8; 10]

Задача: развивать чувство ритма, темпа, выразительность речи.

Вопрос и задания

♦ Почему облака не могут остановиться?

♦ Вместе с воспитателем выполнять ритмичные движения по тексту; проговаривать слова-повторения и делать параллельно ритмичные движения; произносить весь текст с движениями.

Стихотворение с движениями Е. Алябьевой «Облака»

(5-7 лет) [8; 10]

Задачи:

— формировать умение использовать при заучивании и осознании текста стихотворения специальные приемы;

— закреплять знания о природных явлениях, приметах.

Вопросы и задания

♦ О каких народных приметах говорится в стихотворении?

♦ Чем тучи отличаются от облаков?

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют вместе с ним движения:

— показывает движение, а дети вспоминают строку стихотворения;

— читает одну строку, а кто-то из детей проговаривает вторую;

— начинает строку, а дети заканчивают;

— дети читают стихотворение от начала до конца.

Н. Екимова «Облака» (4—5 лет) [37]

Вопросы и задания

♦ Какое настроение было у облаков в стихотворении?

♦ Какими эмоциями оно выражалось?

♦ Что видели вы на небе, когда рассматривали облака?

♦ Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

Пение песни «Облака, белогривые лошадки»