Творческий потенциал личности. Определение творчества. Фазы творчества. Поощрение творчества. Стратегии творческого мышления

Страницы работы

Фрагмент текста работы

§ 9.4. Творческий потенциал личности

Люди с новыми идеями

считаются сумасшедшими, пока

идеи не воплотят в жизнь.

Марк Твен

Дети должны жить в мире красоты игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

.

Определение творчества. Фазы творчества. Поощрение творчества. Стратегии творческого мышления.

Взгляд на общество как педагогическое явление первым выразил И.Кант. Он, поставил вопрос об универсально-общечеловеческой природе творческих способностей личности. По Канту человек - двуединое существо,    одновременно принадлежащее и миру свободы. В мире природы человек подчиняется естественной необходимости, а в мире свободы он нравственно творит себя, возрастает в своем стремлении к счастью. Механизмом творческого развития человека Кант считал его способность к фантазированию, без которого невозможны воспитание и развитие личности.

Австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937) считал, что конечной целью поведения человека является достижение успеха, совершенства. свое совершенство "человек творит сам из сырого материала наследственности и опыта". побуждением творчества как бытия человека является его "креативное Я ", функция которого - отыскать такой опыт, который поможет в формировании жизненного стиля личности. Если образец такого опыта найти невозможно, творческое  "Я" стремится его создать. А.Адлер предлагал педагогический путь  развития творческих способностей. "Пытайтесь каждый день думать, как вы сможете сделать кому-то приятное".

Интеллектуальная природа творчества и творческой личности психологии изучается Д.Б. Богоявленской. Она считает, что важнейшим качеством творческой личности является стремление к интеллектуальному успеху. Реальным проявлением интеллектуальной активности является продолжение мыслительной деятельности за пределами требуемого, не обусловленного ни практическими нуждами, ни внешней отрицательной оценкой работы. История выдающихся деятелей науки, культуры дает массу подтверждений (Более подробно с этими примерами можно ознакомится  в книге: Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981).

Творчество -- это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество связано со способностью человека нестандартно мыслить. Но творчество -- не особый дар избранных. Этим даром в большей или меньшей степени наделен каждый человек, поскольку творчество -- это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности.

Интересный пример описывает психолог Дайана Холперн в  книге "Психология творческого мышления".

"Однажды я провела летнее утро среди "умственно одаренных детей", которые занимались по программе, специально для них разработанной. Этих детей отобрали по результатам тестов, оценивающих интеллектуальный уровень. Каждое утро ученики со 2-го по 10-й классы собирались в небольшой аудитории, чтобы поразмышлять на "тему дня", решить задачу, составить план занятия, да и просто поболтать о том о сем. Задача того дня формулировалась так: "Как можно отнять один от девяти и получить десять?" Маленький мальчик, сидевший со мной рядом, прошептал: "А вы знаете ответ?" Я немного подумала и с гордостью ответила: "Да", радуясь тому, что в состоянии потягаться с этой элитарной группой малышей.

Тем временем поднялся лес рук желающих дать ответ на поставленную задачу. Первой высказалась маленькая рыжеволосая девочка. "Это очень просто, -- сказала она, подойдя к доске. -- Если отнимать отрицательную единицу, результат будет тот же, что и при сложении". И она написала на доске следующее: 9-(-1)=9+1=10

Я была удивлена, Почему я не подумала об этом? Поднялась вторая рука и мальчик-подросток предложил другое решение: "Римскими цифрами девять пишется как IX, поэтому если отнять 1 (единицу), получится Х, римская цифра 10".

Тут встал мальчик и с извиняющейся улыбкой на лице сказал: "Возможно, это покажется вам глупым, но если написать девятку, отсоединить от нее вертикальную черту. которая напоминает единицу, и поставить перед оставшимся О, то получится 10". Не знаю, почему он назвал это глупым ответом -- ведь это был именно мой вариант решения…

Наблюдая за тем, как дети работают, я осознала, каким большим творческим

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
77 Kb
Скачали:
0