Правила для искусства образования человека. Традиционная классификация методов обучения. Репродуктивный метод обучения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

4.4.  МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

Педагогика устанавливает правила для искусства образования человека. Живой человек есть материал работы учителя и воспитателя.

Характеристика понятий. История проблемы. Общие дидактические методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический, исследовательский). Частнодидактические методы (словесный, наглядный, практический). Функции методов.

Весьма актуальной в педагогической литературе остается проблема методов обучения. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения, обратили внимание на огромное разнообразие  видов деятельности педагогов и обучаемых. Эти виды деятельности и стали называть методами обучения.

В настоящее время в педагогической науке существуют разные подходы к трактовке методов обучения. Достаточно распространено определение, согласно которому под методом обучения  подразумевается способ упорядочения взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский).

В современной дидактике принято считать, что метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель, способ усвоения учебного материала, а также характер взаимодействия субъектов обучения.

С понятием «метод» связаны еще два понятия: «прием» и «средство». Считается, что прием – это составная часть метода, его деталь. Так, например, лекция – это метод  обучения, а сообщение ее плана  - это прием, активизирующий внимание учащихся и облегчающий восприятие учебного материала. Под средством обучения понимаются приспособления, источники и носители учебной информации. К ним относятся учебники, учебные и наглядные пособия, карты, лабораторное оборудование, экранно-звуковые средства (диафильм и кинофильмы, радио и телепередачи) компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео, учебное оборудование на базе электронной техники.

Метод обучения – категория историческая. С изменением целей и содержания образования изменяются и методы обучения. Американский педагог К.Керр (1972) выделил четыре  «революции» в области методов обучения. Первая состояла в том, что родители, обучавшие своих детей, уступили место профессиональным учителям, вторая заключалась в замене устного слова письменным, третья была ознаменована изобретением книгопечатания. Сегодня на наших глазах происходит четвертая революция, которая связана с изобретением компьютера и его внедрением в процесс обучения (Российская пед энциклопедия: М., 1993,т.1, с.566).

Если совершить небольшое историческое путешествие, то картина, связанная с применение методов обучения, будет выглядеть следующим образом.

Самым  древним методом обучения был репродуктивный метод, сущность которого заключалась в показе образца, многократного воспроизведения показанных действий и их усвоения в результате повторения. С появлением письменности, развития книгопечатания получает развитие  догматический или катехизный  метод, когда преобладало механическое заучивание текстов наизусть. Данный период доминировал в школе в период средневековья. Поскольку учебная информация передавалась учителем с помощью устного, письменного, а позднее печатного слова, долгое время словесные методы были единственным способом передачи знаний учащимся.

Вскоре получает распространение другой способ познания: не с чужих слов, а через познание самих предметов, приобретение знаний на основе наблюдения. Методы обучения, основанные на наблюдении и познании самих предметов, стали называться обзорными. В конце XIX века кризис школы дал толчок поиску других методов обучения. Заметное место в обучении занял эвристический метод, который предполагал овладение школьниками под руководством учителя умениями самостоятельного поиска знаний.

В первой трети ХХ века в отечественной и зарубежной педагогике большое внимание уделяется т.н. «активным методам» обучения  - исследовательскому, лабораторному

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
665 Kb
Скачали:
0