Артикуляционная гимнастика. Организации первичной разминки органов артикуляционного аппарата

Страницы работы

Содержание работы

Артикуляционная гимнастика активизирует подвижность органов речевого аппарата и представляет собой ряд подготовительных упражнений, которые проводятся регулярно в начале каждого урока и являются хорошим стартом для успешного проведения последующих этапов урока. Основной целью такой гимнастики является тренировка важных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика предполагает объединение простых движений в сложные, в артикуляционные уклады различных фонем. Следует упражнять «немое» движение органов речи на каждом уроке избирательно, а именно выполнять те движения, которые нужны для постановки артикуляции определённого звука или для выработки аппроксимированного (т.е. приближенного к правильной артикуляции звуков и существенно не влияющего на процесс понимания) произнесения ряда заданных звуков. Учитывая возраст учеников, предлагается проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме. Расскажите третьеклассникам сказку о язычке. Этот прием успешно используется и описан во многих учебных курсах английского языка для детей, он хорошо знаком учителям, работающим в дошкольных учреждениях и младших классах. Ученики старательно помогают вам рассказывать сказку на каждом уроке, а процесс постановки произношения проходит, не утомляя их, весело и интересно. Постепенно язычки ваших учеников должны научиться беспрекословно слушаться своих хозяев, но для этого каждому из них необходимо приобрести много новых друзей (английских звуков) и пройти при этом через самые неожиданные приключения. Названия артикуляционных упражнений, используемых в сказке, условные, но дети должны их запомнить. Это, во-первых, повышает интерес к уроку английского языка, а во-вторых, экономит время, поскольку не приходится всякий раз объяснять, как выполнять то или иное упражнение, достаточно лишь его назвать.

Для организации первичной разминки органов артикуляционного аппарата рекомендуем следующие общие упражнения:

1.  Прыжки. Рот широко открыть и держать нижнюю челюсть неподвижной. Попеременно упирать кончик языка в альвеолы верхних и нижних зубов. Губы свободны, не напряжены.

2.  Фокус. Кончик языка попеременно, с выдержкой, упирать во внутреннюю поверхность правой и левой щеки.

3.  Лопаточка. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.

4.  Иголочка. Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь и сделать его узким.

5.  Ловушка. Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперёд, напрячь и сделать его узким. Узкий язык максимально выдвигать вперёд и быстро убирать вглубь рта, как будто его хотят поймать.

6.  Улыбочка. Максимально отвести уголки губ назад.

7.  Трубочка. Максимально выдвинуть губы вперёд.

8.  Качели. Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху. Двигать языком из угла в угол рта в умеренном темпе.

9.  Привет. Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.

10.  Окошко. Открывать и закрывать рот, прикрывая при этом верхней губой верхние зубы таким образом, чтобы края губы несколько загибались внутрь.

11.  Маляр. Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

12.  Лошадка. Присосать язык к нёбу. Щёлкнуть языком медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку.

13.  Замок. Приоткрывать и закрывать рот, плотно сжимая губы.

14.  Дождик. Сделать краткий выдох и произнести звуки [p], [t], [k], отрабатывая придыхание. При этом можно постукивать пальцами по ладошке.

15.  Кусалочка. Положить кончик языка между зубами. Слегка покусывать его зубами и затем убирать его вглубь рта. Эти движения делать попеременно.

16.  Катушка. Приоткрыть рот и прикоснуться кончиком языка к задней части альвеол, а затем упереть его в нижние зубы. Эти движения делать попеременно.

Используя вышеописанные упражнения, как по отдельности, так и в сочетании друг с другом, сказку о язычке можно начать рассказывать следующим образом:

«У каждого человека с самого рождения есть очень важный и надёжный друг, который всегда может помочь ему съесть мороженое, подразнить обезьянку в зоопарке, позвать собачку, а главное, рассказать о том, что он видит вокруг себя, какие события с ним происходят, о чём он думает и мечтает. Без этого верного друга мы заскучали бы, потому что не смогли бы сказать друг другу ни одного слова. А зовут его очень просто - Язычок.

Похожие материалы

Информация о работе